Как стать инвестором в казахстане

Как стать инвестором в казахстане

Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 9.

На современном этапе развития Казахстана как нового свободного страны, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ делается реализация и выработка инвестиционной политики страны, нацеленной на обеспечение высоких темпов роста поизводства и увеличение эффективности экономики. В сложившихся условиях для обеспечения преобразований экономики на базе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования только серьёзное значение получает привлечение зарубежного капитала в экономику республики.

эффективное использование и Привлечение зарубежных инвестиций в экономику РК есть базой, одним из направлений взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества государствами. Посредством зарубежных инвестиций возможно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать главные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить рабочих и специалистов, внедрить передовые успехи менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным повышением количеств экспорта в зарубежные государства.

Привлечение зарубежных инвестиций в экономику Казахстана есть объективно нужным процессом. Всемирный опыт многих государств свидетельствует, что приток зарубежного капитала и национальное регулирование его применения позитивно воздействуют на экономику.

Инвестиции содействуют укреплению и становлению частного предпринимательства в государствах со низким уровнями и средним экономразвития, мобилизуют капитал для реализации важных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, как удачно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.

В Казахстане, как и в других пост коммунистических странах Вос- правильной Европы и бывшего СССР, находящихся в ходе формирования рыночных взаимоотношений, дело не только в дефиците внутренних сбережений для стремительной модернизации экономики. Инвестиционный климат – критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом.

Во второй половине 90-ых годов XX века ведущие рейтинговые агентства заявили о краже Казахстану кредитных рейтингов. В осеннюю пору 1996 года для выхода на интернациональный денежный рынок в следствии совершённых кредитно-рейтинговых презентаций тремя ведущими интернациональными агентствами Казахстану в первый раз присвоены рейтинговые оценки на уровне ВВ. Среди бывших советских республик и Балтии Казахстан есть вторым страной по окончании России, взявшим интернациональный кредитный рейтинг.

Примерно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Бразилия и Пакистан. Наряду с этим нужно учитывать, что в отличие от всех этих государств, владеющих сформировавшейся и отлаженной национальной совокупностью, Казахстан в мире, по существу, есть новым свободным страной, о котором многие инвесторы и кредиторы до сих пор не имеют четкого и ясного представления. Исходя из этого можно считать громадным успехом первый дебют казахстанских евронот в конце 1996 года на международных денежных рынках капиталов США, Азии и Европы.

Не смотря на то, что Казахстану характерны изобилие природных ресурсов и стратеги- ческое расположение, согласно точки зрения многих зарубежных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием последовательности негативных факторов, каковые мешают притоку зарубежных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к зарубежным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В следствии опроса заинтересованных зарубежных инвесторов были распознаны пять главных преград на пути притока зарубежных инвестиций в Казахстан:

1) бюрократия;

2) денежный риск;

3) налоговый и денежный режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы изменений в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают значительное влияние на приток инвестиций в республику. И не смотря на то, что такие факторы, как налоговый и валютный контроль и финансовый режим в Казахстане будут считаться одними из либеральных в бывших советских республиках, они кроме этого не содействуют притоку зарубежных инвестиций. Денежный риск сопряжен с колебаниями и инфляцией валютных направлений.

Принципиально важно подчернуть, что зарубежному инвестору серьёзны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически действенное и для страны, и для инвестора состояние. без сомнений, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, исходя из этого ответ этих неприятностей испытывает недостаток в комплексном подходе.

Нужен четкий ориентир, программа действий по привлечению зарубежных инвестиций, и на базе данной программы нужно создавать рычаги управления, привлечения и стимули- рования внешних капиталовложений. Такое вывод разделяют многие экономисты.

Не последнюю роль в привлечении зарубежных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на разгосударствление и приватизацию собственности. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, тождественный современным интернациональным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных способов, он неспешно заменяется на несложный и понятный для зарубежных партнеров, с четким распределением функций.

Но, не обращая внимания на все преобразования, проводимые правительством рес- публики, базой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам экспертов ЮНЕСКО, почва Казахстана при разумном применении может прокормить более 1 млрд. человек (2). Общая грамотность населения и одновременно относительная низкая стоимость рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных распрей – настоящие социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с партнерами из зарубежных стран.

Запрещено упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата направляться учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, талантливые оказывать на него влияние, неспециализированное состояние рынка мирового капитала да и то, что зарубежные инвесторы, расширяя сферу собственной деятельности, предпочитают иметь дело со государствами со стабильной политической обстановкой и схожими социально-экономическими условиями. Исходя из этого Казахстану нужно со- здать на первых порах привлечения зарубежных инвестиций очень льготные для них условия.

Казахстан пытается создать благоприятный социальный, денежно- экономический, правовой режим для деятельности зарубежных инвесторов и соответствующий их заинтересованностям инвестиционный климат, решать в один момент собственные неприятности и достигать поставленных целей. Вследствие этого, Правительством Республики Казахстан сделан значительный ход: был создан и введен в воздействие в декабре 1994 г. Закон Об зарубежных инвестициях, что выяснил правовой режим зарубежных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения зарубежных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с изменениями и существенными дополнениями.

Правовой режим предусматривает гарантии для зарубежных инвесторов, главные их которых:

1) национальный режим, т.е. зарубежные инвесторы вправе пользоваться условиями не меньше благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные обеспечения от имени республики;

3) гарантии от политической ситуации и изменений законодательства;

4) гарантии от экспроприации и др.

Кроме этого Правительством Республики Казахстан были созданы и введены в воздействие нормативные акты и другие законы, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С позиций политиков и экономистов республики, с участием зарубежного капитала возможно решать следующие задачи:

– повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

– усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внеш- них рынках;

– повысить научно-технический уровень производства посредством новотехники и разработок, способов управления и сбыта продукции;

– расширить налоговые поступления в госбюджет;

— помогать формированию отсталых и депрессивных районов и создать но- вые рабочие места в национальной экономике;

— применять современный производственный и управленческий опыт через переподготовку и обучение кадров;

-достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Так, зарубежное инвестирование выступает как объективно нужный процесс для Казахстана, т.к. он содействует обузданию кризиса и, в один момент, денежной стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи экономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. Другими словами все эти факторы обосновывают использования и важность привлечения внешних капитальных вложений.

Самым главным причиной, мешающим притоку портфельных инвестиций в республику, есть то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг — настоящая база для привлечения аналогичных инвестиций в эту область. Не обращая внимания на успешный дебют казахстанских еврооблигаций в мире капиталов (их выпуск случился в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения экспертов о том, что Казахстан сделал собственный первый успешный ход в развитии интеграции в интернациональный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит не хватает.

Он функционирует на довольно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, нахо- дится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы ярок- но вытекают из прошлого: неопределенность, непрозрачность рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это сдерживает зарубежного инвестора от вложения денег в акции Казахстана.

И все же портфельные инвестиции в Казахстане привлекались, и привлекались они, по большей части через участие зарубежного капитала в приватизации по личным проектам, которой было охвачено 143 объекта национальной экономики, но реально к середине 1994 года приватизировано с участием зарубежного капитала лишь 4, в числе которых Алматинский табачный комбинат, купленный компанией Филипп Моррис, Алматинской и Карагандинский маргариновые фабрики, Шымкентская кондитерская фабрика. В 1994 г. портфельные инвестиции составили 25 млн. долларов. В последующие годы число получаемых зарубежными инвесторами фирм Казахстана увеличилось, соответственно, возрос и приток портфельных инвестиций в республику, о чем по данным Национального Статистического Агентства Республики Казахстан за 1995-199бгг. – 37.2 млн. и 205 млн. долларов соответственно (3).

Так, с учетом вышеизложенной информации в Казахстане

в настоящий период превалируют следующие формы внешнего заимствования:

– займы и кредиты интернациональных денежных стран и институтов-доноров;

— прямые зарубежные инвестиции. Казахстан применяет все эти источники для покрытия бюджетного недостатка, недостатка платежного баланса, финансирования программ системного преобразования экономики, финансирования социального сектора и как капитальные вложения в настоящий сектор экономики.

На данный момент в рамках официальной помощи формированию Казахстан развивает денежное сотрудничество с целым рядом международных финан- совых, экономических организаций (МФЭО), таких, как МВФ, МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и кабинетами министров государств-доноров – Японии, США, ФРГ и т.д.

Кредиты МБРР по большей части направлены на финансирование критического импорта, развитие муниципального транспорта, техпомощи нефтяной индустрии, денежной сферы и социальные потребности. Средства, выделенные АБР, направляются на поддержку стабилизационных программ, преобразований и развитие сельскохозяйственного производства. Кредиты, предоставленные Швецией и Австрией в дополнение к займам МБРР, употреблялись на нейтрализация недостачи платежного баланса

страны. Займы, выделенные ЕБРР, употребляются, в основном, для финансирования проектов развития небольших и средних фирм.

Наровне с займами МФЭО, Казахстан взял кредит от Японского Экс- портно-импортного банка, что к тому же есть самым льготным – настоящий уровень дисконтированный ставки японских кредитов образовывает около 10%.

Так, объем поступлений многосторонних и двухсторонних официальных кредитных ресурсов в Казахстан, представленных под гарантии правительства по состоянию на 01.01.96. согласно данным Госкомстата, составил 1.298 млн. долларов(4).

Что касается инвестиционной политики на будущее — на протяжении встречи Консультативной группы доноров по Казахстану, прошедшей в сентябре 1996г. в Токио, был сделан прогноз, что на период 1996-1998гг. Казахстан возьмёт заемные средства на сумму 1.350 млн.долл. Эти средства будут направляться на финансирование приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан в соответствии с созданным Национальной Программе и инвестиционной программе техпомощи на 1996-1998гг.

Для Казахстана наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зре- ния влияния на внешний долг и инфляцию, есть привлечение прямых зарубежных инвестиций, поскольку прямые инвестиции, будучи привлеченные под личные обеспечения заемщиков, снижают денежные обязательства страны по заимствованию средств на структуризацию экономики.

Целесообразно подчернуть, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения нужных ископаемых, большой потенциал АПК, и большой образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили большую роль прямых зарубежных инвестиций в общем потоке внешних денег. Не обращая внимания на не- развитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной совокупности, снабжающих нужный для инвестирования климат, уже в первые годы не- зависимости (1991-1993гг.) в Казахстан было положено 1.2 млрд. долл. в виде прямых зарубежных инвестиций.

Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. К примеру, согласно данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января 1997 года количество прямых зарубежных инвестиций в экономику Казахстана составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу экспертов), из которых: в нефтедобывающей и перерабатывающей индустрии – 1.94 млрд. долл. цветной металлургии – 0.32 млрд. долл. тёмной металлургии — 0.16 млрд. долл. в газовой индустрии — 0.16 млрд. долл. пищевой индустрии — 0.16 млрд. долл.

Фактически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы нерезиденты из государств дальнего зарубежья. И по итогам оценки, фаворитом по количеству положенных прямых инвестиций являются США – их часть образовывает 51.2% о от общего объема прямых зарубежных инвестиций, 2-е место занимает Республика Корея – 12.40%, 3-е – Англия с показателем 6.7%, после этого дальше по убывающей: Турция (6.6%), Франция (5.2о), Япония (2.9%), Италия (2.3%), и Канада, Чехия, Норвегия, другие страны и Голландия.

Приток прямых зарубежных инвестиций в Казахстан осуществляется при помощи создания совместных фирм, дочерних фирм, приватизации национальных фирм с участием зарубежного капитала, передачи в управление зарубежным компаниям больших предприятий и инвестирования финсектора.

Главной формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные фирмы (СП), в меньшей степени — со 100%-ным зарубежным капиталом – дочерние фирмы. Согласно данным Национального статистического агентства РК, на 1 января 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с зарубежными компаниями фирм.

Громаднейшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Республикой Корея, другими странами и Великобританией. Программы ма- лой и массовой приватизации, экономические преобразования содействовали появлению таких больших фирм с зарубежным участием, как созданное в 1993 г. АО Табако К. с участием Филипп Моррис. В 1993 г. с участием Шеврон Оверсиз К.(США) и ПО Тенгизмунайгаз было создано СП Тенгизшевройл.

За счет инвестиций в эти два предприятия уровень прямых зарубежных инвестиций в 1993г. составил более 1.2 млрд. долларов.

Не считая прямых зарубежных создания и инвестиций совместных фирм существуют и другие формы притока зарубежного капитала в Республику Казахстан, среди них и через создание совместных и зарубежных банков. На данный момент такие банки регистрируются в Национальном национальном банке Республики Казахстан. В частности, это – АВN АМRОВАNК, ТЕXАКАВАNК, АЛЬФАБАНК и другие.

Как мы знаем, основной задачей национальной инвестиционной поли- тики нашей страны есть создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных привлечения и вложений частных отечественных и зарубежных инвестиций на базе предстоящего совершенствования нормативно-государственной поддержки и законодательной базы действенных инвестиционных проектов.

Об этом говорится и в сравнительно не так давно вышедшей книге Президента страны Казахстан К.А.Назарбаева Казахстан — 2030, в которой он, например, отмечает: В центре отечественного первостепенного внимания так же, как и прежде остается соответствующая защита зарубежных возможности и инвестиций репатриации прибыли. Существует пара секторов экономики — разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – каковые имеют непреходящее значение для нашей страны.

Развитие этих отраслей окажет действие не толь- ко на экономический рост, но и на социальную сферу, и на интеграцию Казахстана в интернациональное со- общество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых нужен как зарубежный капитал, так и твёрдый стратегический контроль страны.

Отечественная позиция большого межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для зарубежных инвестиций. Это разрешит нам привлечь нужный приток финансов и знаний, развить отечественные возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными государствами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, действенными и строго выполняемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, – это самый мощный стимул к привлечению зарубежных инвестиций. Выработка таковой политики будет одной из отечественных главных задач, потому, что труд- но представить себе, как Казахстан может добиться стремительного модернизации и экономического роста без зарубежного капитала, опыта и технологии.

Дабы отечественный инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в фавориты по качеству и объёму привлеченных зарубежных инвестиций, нам необходимы реальные действия и политическая воля. Нужно кроме этого показать высочайшее мастерство в применении инструментов, нужных для привлечения как возможно большего количества известных миру инвесторов (5).

Исходя из этого зарубежные инвестиции рассматриваются как универсальное средство ответа всех неприятностей, которые связаны с преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном ходе. Однако, владея определенными привлекательными чертами – богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научным потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и в первую очередь энергосбережения.

По данной причине цены внутреннего рынка превышают мировые стоимости. Вследствие этого, прави- тельством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения.

Реализация данной политики предусмотрена в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, где в пункте самые важные задачи, стоящие перед мест- ной властью во второй половине 90-ых годов двадцатого века и до 2030 года к числу приоритетных целей относится создание благоприятного инвестиционного климата, а также в энергетическом секторе (6). Она разрешит снизить ресурсоемкость эконо мики, классическое преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что разрешит возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих разработок.

Так, нами была сделана попытка выяснить и распознать главную цель политики привлечения зарубежных инвестиций – это преодоление экономической отсталости, высококачественное обеспечение судьбы на- селения страны на базе применения зарубежных капиталов в структурных преобразованиях и модернизации национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит ответ следующих задач:

– развитие экспортного потенциала;

— развитие импортозамещающих производств;

– повышение налоговых поступлений;

– создание новых рабочих мест и т.д.

Для стимулирования притока зарубежных финансового контроля и инвестиций за их применением нужно совершенствовать действенность механизма национального регулирования процесса привлечения внешней поддержки, включающего организационную структуру управления зарубежными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, применяемых экспертами данной структуры; совершенствовать совокупность перестрахования и страхования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение зарубежных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но основное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гиб- кой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.

  1. Методическое пособие по разъяснению главных положений Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Алматы: Aieii , 1991.
  2. Назарбаев Н. А. Казахстан — 2030. Алматы: Aieii . 1997.
  3. Сагандыкова С. Зарубежные инвестиции в Казахстане: прогноз и анализ инвестиционных процессов. Алматы : ±ueu м, 1994.
  4. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. М. ИНСАН, 1994.

Источник: lib.kazsu.kz

Инвесторам в Казахстане должно быть комфортно

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: