Налог на покупку валюты

Налог на покупку валюты

А.Н. КОЗЫРИН

А.Н. Козырин, профессор права , доктор наук.

В июле 1997 г. в следствии принятия закона О налоге на приобретение зарубежных финансовых знаков и платежных документов, выраженных в зарубежной валюте список федеральных налогов, взимаемых на территории РФ, пополнился новым, семнадцатым по счету налогом. Одновременно с этим был принят закон О внесении дополнений и изменений в Закон РФ Об базах налоговой совокупности в РФ, закрепивший место снова созданного налога в русском налоговой совокупности.

Разработчики законопроектов ожидали повышения прибыльных поступлений в бюджет от введения нового налога приблизительно на 1 трлн. руб. (тут и потом в валюте до деноминации). Они собирались применять в фискальных заинтересованностях обозначившуюся сейчас устойчивую тенденцию денежных доходов и долларизации экономики населения.

Банк России, рассчитывая баланс перемещения зарубежной валюты в течение первых трех месяцев 1997 г. опубликовал следующие эти. За указанный период в РФ было ввезено вольно конвертируемой валюты на сумму 9,1 млрд. долл. (в течение первых трех месяцев 1996 г. — 7,2 млрд. долл.). Прирост наличной вольно конвертируемой валюты у резидентов составил 2,7 млрд.

долл. (а также в секторе нефинансовых фирм и в домашнем хозяйстве — 2,4 млрд. долл.). В начале 1997 г. часть приобретения зарубежной валюты в структуре применения финансовых доходов населения составила 23,6%.

Согласно данным Минэкономики РФ, до 90% всех собственных текущих сбережений россияне держат в валюте. В 1992 г. они тратили на приобретение валюты 0,5% собственных финансовых доходов, в 1995 г. — 14,3%, а в 1996 г. — уже 18,5%.

В 1996 г. россияне тратили на приобретение валюты в 4 раза больше средств, чем клали в банки на рублевые квитанции. По данным Госкомстата РФ, каждый пятый рубль обратился в зарубежную валюту: около 159,8 трлн. руб. либо 20,8% всех финансовых доходов, было затрачено резидентами в первом полугодии 1997 г. на приобретение валюты.

За целый 1996 г. банки реализовали гражданам России 51,6 млрд. долл. наличными, а приобрели 24,1 млрд. долл. В среднем в месяц совершалось 33 млн. сделок с валютой.

29 июля 1997 г. в то время, когда Закон о налоге на приобретение валюты получил юридическую силу, внутренний валютный рынок без промедлений отреагировал на трансформации, случившиеся в сфере налогообложения. В тот сутки курс американского американского доллара в пунктах обмена валют увеличился в среднем на 30 — 50 руб. Это курсовое изменение ожидалось. Курс продажи американского доллара ко дню вступления в силу нового налога составлял 5800 руб.

Предусмотренная законом ставка налога на приобретение валюты составляла 0,5% суммы в рублях, которая уплачивается при покупке наличной валюты: 5800 x 0,5/100 = 29 руб.

Введение налога на приобретение валюты не имело возможности не сказаться на валютном курсе. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века банк, беря валюту, должен был уплачивать налог по ставке 0,5%. Учитывая довольно низкую рентабельность обменных операций по долларам, банки заложили новый налог в курс приобретения, уменьшив последний в среднем на 30 — 50 руб.

Учреждение нового налога вывело внутренний валютный рынок из состояния равновесия. Включение сумм налоговых платежей в продажи валюты и курс покупки стало причиной повышению валютной маржи, что со своей стороны не замедлило очень плохо сказаться на ритмичности работы внебиржевого валютного рынка. Прежде всего это почувствовалось на столичном рынке, поскольку около 70% наличной валюты продается и покупается в Московской области и Москве (согласно данным Банка России, по состоянию на 1 июля 1997 г. в Москве было зарегистрировано 5328 обменных пунктов ).

Обстановка на валютном рынке обострилась и из-за вскрывшихся недостатков юридического свойства. В ст. 8 закона О налоге на приобретение зарубежных финансовых знаков и платежных документов, выраженных в зарубежной валюте предусматривалось, что сам закон начинает действовать со дня его официального опубликования.

Банкам и иным кредитным учреждениям в считанные дни предстояло самостоятельно решать многие вопросы, которые связаны с порядком взимания налога на приобретение валюты. В самом Законе (ст. 7) устанавливалось, что Госналогслужба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ в двухнедельный срок со дня вступления Закона в силу утвердит инструкцию по его применению.

Инструкция была издана Госналогслужбой 7 августа 1997 г. зарегистрирована в Минюсте РФ 25 августа 1997 г. Лишь затем инструкция была опубликована и только через 10 дней по окончании официального опубликования получила юридическую силу. В течение всего этого периода банки взимали новый налог на риск и свой страх, устанавливая личные правила применения закона.

Из текста Закона направляться, что налог на приобретение валюты удерживается самим банком либо пунктом обмена валют при совершении операции по обмену валюты. Некое время оставался малоизвестным счет, на что следовало перечислять налоговые поступления. Эта информация была сказана в первый раз в совместном письме Министерства финансов и Госналогслужбы РФ от 1 августа 1997 г. О зачислении сумм налога на приобретение зарубежных финансовых знаков и платежных документов, выраженных в зарубежной валюте.

Нерешенным оставался вопрос и некоторое время о подтверждении факта уплаты налога на приобретение валюты. Одни ставили штамп либо делали соответствующую запись в справке, оформляемой при совершении операции по обмену валюты, другие выдавали особые чеки в подтверждение уплаты налога, третьи по аналогии с подоходным налогом, уплата которого намерено не оформляется, не составляли никаких записей о произведенных налоговых платежах и только вносили соответствующие трансформации в валютный курс.

Лишь 1 августа 1997 г. письмом Центробанка России N 496 были внесены дополнения и изменения в его же Инструкцию от 27 февраля 1995 г. N 27 О порядке организации работы пунктов обмена валют на территории РФ, учёта и совершения валютно — обменных операций уполномоченными банками. Предусматривалось, что сумма удержанного налога на приобретение зарубежных финансовых знаков и платежных документов, выраженных в зарубежной валюте, будет фиксироваться методом составления надписи Удержано налога. в справке ф. N 0406007.

Самодеятельность банков в этом вопросе — вынужденная реакция на неудачную формулировку Закона. Как уже отмечалось, Закон начинал действовать с момента его официального опубликования, следовательно, с этого времени появлялась обязанность уплатить налог при покупке валюты. Бездействие банков в ожидании инструкции Госналогслужбы имело возможность бы обернуться тем, что за все операции по обмену валюты, идеальные до принятия инструкции, банкам было нужно бы внести причитающиеся налоговые платежи из собственных средств.

Разумеется, что подобная законодательная практика в налоговой сфере не может быть признана удовлетворительной. порядок и Основные элементы налога его взимания должны быть четко прописаны в самом законе, а вдруг все же отдельные вопросы требуют комментирования и разъяснений в руководствах и иных методических актах Госналогслужбы РФ, Банка России и др. то происхождение самой обязанности по уплате должно быть отсрочено до появления упомянутых правовых актов.

Разглядим главные элементы налога на приобретение валюты.

Плательщиками налога являются физические лица, организации, и представительства и филиалы, как резиденты, так и нерезиденты, совершающие операции, подпадающие под обложение налогом на приобретение валюты. Так, зарубежные физические и юридические лица , образованные в правовом поле зарубежных стран, совершая сделки по приобретению

валюты на территории РФ, обязаны уплатить соответствующий налог.

Что касается коммерческих банков, то они, беря валюту, становятся налогоплательщиками, а реализовывая валюту, выступают в качестве сборщика налога на приобретение валюты.

Не являются плательщиком налога, во-первых, организации, деятельность которых всецело финансируется из бюджетов всех уровней, и, во-вторых, Банк России.

Объектом налога являются операции по приобретению (конвертации) наличной зарубежной валюты. Под наличной зарубежной валютой законодатель осознаёт зарубежные платёжные документы и денежные знаки, выраженные в зарубежной валюте.

Понятие платежные документы, выраженные в зарубежной валюте раскрывается в инструкции: Для целей применения настоящей инструкции к платежным документам относятся чеки, аккредитивы и другие подобные документы, выраженные в зарубежной валюте. Список намеренно покинут открытым, потому, что в следствии совершенствования сферы оказания банковских одолжений появляются новые платежные документы, разрешающие выполнять операции по приобретению зарубежной валюты.

Определяющим для происхождения обязательства по уплате налога с операций с платежными документами есть валюта, в которой они выражены. В случае если дорожные чеки, банковские чеки, векселя, выраженные в рублях, предъявляются к оплате (погашению) и их держатель хочет взять эквивалент в зарубежной валюте, то такая операция будет облагаться налогом на приобретение валюты.

В случае если же за платежный документ, выраженный в зарубежной валюте, его держатель приобретает соответствующие зарубежные финансовые символы, налог не уплачивается. Налог на приобретение зарубежной валюты будет уплачиваться и при обмене одной зарубежной валюты на другую.

направляться обратить внимание на условность потребления в Законе самого понятия наличная зарубежная валюта. Оно употребляется для обозначения как зарубежных финансовых знаков, так и платежных документов, выраженных в зарубежной валюте. Выбор термина был не самым успешным, потому, что налогом на приобретение валюты облагаются и операции, которые связаны с перечислением безналичной валюты.

К примеру, предприятие по внешнеторговому договору переводит через уполномоченный банк финансовую сумму в зарубежной валюте в оплату за поставленные в соответствии с договором товары (выполненные работы либо сделанные одолжения). На валютном счете требуемой суммы не выяснилось. По заявке предприятия на приобретение зарубежной валюты банком с рублевого счета перечисляется нужная сумма в рублях.

Эта операция кроме этого подпадает под обложение налогом на приобретение валюты, не обращая внимания на то, что имеет место перемещение валюты в безналичной форме.

Уточняя объект налога, законодатель указал на то, что не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной зарубежной валюты по вкладам (депозитам), открытым в зарубежной валюте, включая выдачу наличной зарубежной валюты с валютных квитанций.

Не облагаются налогом на приобретение валюты операции по приобретению наличной зарубежной валюты кредитными организациями у Банка России, и у иных кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле — продаже зарубежной валюты в наличной и безналичной форме.

Базой налогообложения есть сумма в рублях, уплачиваемая при покупке (конвертации) наличной зарубежной валюты, а также суммы, списываемые с рублевых карточных квитанций обладателей пластиковых карт в возмещение сумм зарубежных финансовых знаков, взятых этими обладателями. Включаются в суммы возврата и налогооблагаемую базу вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, в случае если их погашение производится в наличной зарубежной валюте.

Ставка налога на приобретение валюты составляла во второй половине 90-ых годов двадцатого века 0,5% от налогооблагаемой базы. Для сравнения — в некоторых государствах Запада, где взимается подобный налог, его ставка варьируется от 5 до 7%.

О порядке уплаты и взимания налога его в бюджет. Удержание налога производится кредитными организациями в момент получения клиентами наличной зарубежной валюты с уплаченной суммы в рублях. Уже на данный момент на практике кое-какие банки при установлении курса продажи зарубежной валюты закладывают в него налог на приобретение зарубежной валюты. Такое повышение курса продажи валюты ничего общего с самим фактом уплаты налога на приобретение валюты не имеет.

Клиент валюты по курсу, якобы учитывающему новый налог, все равно будет уплачивать налог конкретно при покупке валюты. Одновременно с этим подобная практика формирует землю для разного рода злоупотреблений. Часто клиент при совершении операций по обмену валюты не заинтересован в получении справки ф. N 0406007 и соответственно не требует ее от сотрудника пункта обмена валют.

Рассчитывая на это, пункт обмена валют устанавливает завышенный курс якобы с учетом налога на приобретение валюты. Деньги попадают так не в казну, а в карманы недобросовестных лиц.

Суммы налога перечисляются в бюджеты субъектов и федеральный бюджет РФ, на территориях которых произведены операции по приобретению валюты, не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. При неперечисления либо несвоевременного перечисления сумм налога на приобретение валюты плательщики привлекаются к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Суммы налога распределяются между бюджетами субъектов и федеральным бюджетом РФ в соотношении 60 и 40% соответственно. Представительные (законодательные) органы субъектов РФ смогут решить о зачислении в местные бюджеты всей либо части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты.

В связи с тем, что законом от 21.07.97 N 120-ФЗ О налоге на приобретение зарубежных финансовых знаков и платежных документов, выраженных в зарубежной валюте и пунктом 20 Положения об изюминках определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 16.05.94 N 490, не предусмотрено включение затрат на уплату налога на приобретение зарубежной валюты в себестоимость, коммерческие банки и другие кредитные организации уплачивают указанный налог за счет прибыли, остающейся в их распоряжении по окончании уплаты налогов и других необходимых платежей.

В отношении иных (некредитных) организаций — плательщиков налога на приобретение валюты вопросы, которые связаны с источниками уплаты данного налога, должны быть урегулированы ГНС РФ совместно с Министерством финансов РФ.

Появление в русском налоговой совокупности нового налога во второй половине 1997 г. во время, в то время, когда деятельно шло (и до сих пор идет) обсуждение пр

Беларусь ввела 30%-й налог на покупку валюты

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам:

Как обменять валюту в банкомате сбербанка

+7 495 933-66-66 Для гостей и удобства пассажиров в аэропорту Домодедово расположено отделение Сберегательного банка России, пара операционных касс,…

  • Во сколько меняется курс валют

    Лукавый курс Законны ли действия сотрудников пунктов обмена валют? Ответить на вопросы читателей мы попросили начальника Валютного управления Столичного…

  • Валюта на бали: какие деньги везти с собой?

    Планируя в долгожданную поездку на Бали, многие озадачиваются разными финансовыми вопросами: в какой валюте оптимальнее брать деньги с собой, возможно ли…

  • Что такое конверсия валют

    Конверсия валют в Российской Федерации. Возможность осуществления на примере популярных банков Банковские учреждения России являются участниками…

  • Какая валюта в дании

    Деньги и валюта Дании обмен и Банки валюты в Дании Деньги возможно обменять практически во всех отделениях банков, в почтовых отделениях и в специальных…

  • Сколько валюты можно вывозить из узбекистана

    Поменян порядок вывоза больших сумм валюты Принято новое положение о порядке выдачи Нацбанком разрешений физлицам-резидентам на вывоз наличной инвалюты….