Выпуск облигаций – альтернатива кредиту

Выпуск облигаций – альтернатива кредиту

Компания может взять деньги для развития бизнеса за счет внутренних либо внешних источников. В первом случае компании необходимо эмитировать акции. Во втором – занять у второй компании либо банка, выпустить векселя либо облигации.

Выпуск акций – действенный метод повысить капитализацию компании. Но продажа акций свидетельствует перераспределение акционерного капитала и утрату контроля над управлением обществом.

Исходя из этого внешнее финансирование выглядит более привлекательно. Так как оно не требует аналогичного перераспределения.

Вексель либо займ?

Выпустив вексель, компания может взять деньги относительно быстро. Но, в большинстве случаев, векселя покупают лишь «дружественные» организации. К ним относят зависимые компании (к примеру, из того же холдинга).

Это смогут быть и давешние партнеры компании, каковые лояльны к ней. А чтобы выпустить векселя на срок более шести месяцев, компания должна иметь публичную кредитную историю и хорошую деловую репутацию.

Взять деньги согласно соглашению займа у второй организации компании кроме этого непросто. Подобные сделки между собой кроме этого заключают по большей части компании, входящие в один холдинг.

За солидными суммами предприятия в большинстве случаев идут в банки. Но последние весьма нехотя кредитуют бизнес. К тому же ставка банковского процента обычно довольно большая.

Чем хороши облигации

В случае если условия банка компанию не устраивают, она может привлечь деньги при помощи облигаций. Ставки по ним, в большинстве случаев, ниже, чем по среднему банковскому кредиту. Помимо этого, в следствии выпуска облигаций компания может взять больше денег, чем ей согласен дать банк.

У выпуска облигаций имеется и недочёты. Во-первых, цена данной процедуры выше, чем получение кредита в банке. Во-вторых, в случае если компании сложно расплатиться с долгами, договориться с одним банком несложнее, чем с бессчётными держателями облигаций.

Неприятности при выпуске

Основной вопрос, на что необходимо ответить компании перед выпуском облигаций, – кто их приобретёт?

Подогреть интерес инвесторов к организации возможно, к примеру, при помощи рекламы в массмедиа. Если она будет успешной, облигации компании прекрасно разойдутся.

Компании будет несложнее разместить акции, если она обратится в специальную организацию – к андеррайтеру.

По окончании размещения облигаций компании необходимо позаботиться, дабы ее акции имели возможность обращаться на вторичном рынке. Если они до вторичного рынка не дойдут, а их ликвидность будет низкой, привлекательность облигаций для инвесторов без шуток снизится. Необходимо помнить, что чем меньше количество производимых облигаций, тем ниже их ликвидность, соответственно и привлекательность для инвесторов.

Параметры выпуска

На данный момент на рынке обращаются процентные и дисконтные облигации, причем последние преобладают. Они самый пользуются спросом самими эмитентами и инвесторами. Разъясняется таковой интерес легко. Дисконт – это скидка. К примеру, облигация по номиналу 1000 рублей погашается в 2015 году, а продается за 950 рублей. Другими словами ежегодных выплат нет.

А по процентным облигациям инвестор приобретает доход каждый год, раз в полгода либо кроме того каждый квартал.

Как выяснить срок, на что необходимо разместить облигации? Если он небольшой, процент кроме этого будет низким. А риск, что компания не возьмёт нужную финансовую сумму либо не сможет рассчитаться с кредиторами, наоборот, будет громадным.

В случае если же размещать акции на более продолжительный срок, ставка будет выше. Но и риск возрастет. Выбор компании зависит от отличия в доходности между кратковременными и долговременными облигациями, ее размера и кредитного рейтинга, и возможностей развития.

Компании-эмитенту ценных бумаг необходимо учесть, что инвесторы заинтересованы в кратковременных облигациях. Меньший срок разрешает стремительнее взять прибыль от вложений. Эмитентам без кредитной истории возможно дать совет размещать первый займ на один год.

Это разрешит заручиться доверием инвесторов, создать собственную кредитную историю и взять нужный опыт.

Как выпустить облигации

Процедура выпуска облигаций складывается из пяти последовательных этапов. Они прописаны в пункте 1 статьи 19 закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (потом – Закон) и Стандартах эмиссии (утверждены приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н).

Предварительный этап. В упомянутых нормативных правовых актах он не выделен. Но для эмитента данный этап крайне важен.

Управлению компании необходимо создать концепцию эмиссии. Она обязана содержать:

  • сообщение с неспециализированной концепцией развития предприятия, инвестиционную программу;
  • поиск потенциальных инвесторов на рынке ценных бумаг;
  • цели эмиссии;
  • развернутое сравнительный анализ и описание нескольких вариантов эмиссии;
  • замыслы по выводу облигаций на вторичный рынок либо обоснованный отказ от них.

По завершении первого этапа предприятие может отложить выпуск облигаций либо совсем отказаться от него, в случае если из концепции эмиссии станет ясно, что это невыгодная операция.

Этап № 1. Решиться на эмиссию. В акционерных обществах ответ о размещении облигаций принимает, в большинстве случаев, совет директоров. В обществах с ограниченной серьезностью – собрание участников (п.

2 ст. 17 Закона). Сведения о принятом ответе должны быть размещены в периодическом печатном издании с тиражом не меньше 10 000 экземпляров.

Таково требование пункта 1.7 положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утверждено приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н).

Этап № 2. Утвердить ответ о

выпуске облигаций и проспект эмиссии. На протяжении этого этапа совет директоров (либо собрание участников) обязан решить о выпуске облигаций. Сделать это необходимо не позднее, чем через полгода по окончании окончания первого этапа.

Именно на данном ответе ФСФР обязана проставить отметку о регистрации и номер, присвоенный выпуску облигаций. Исходя из этого содержание ответа должно строго соответствовать статье 17 Закона.

В ответе о выпуске облигаций должен быть указан их вид (к примеру, купонные либо дисконтные), стоимость по номиналу, срок, цена и способ размещения.

В случае если облигации чем-то обеспечены (к примеру, каким-либо активом компании), условия обеспечения необходимо приложить к ответу об их выпуске.

На протяжении этого этапа выпуска облигаций компании необходимо подготовить и проспект их эмиссии. К нему необходимо в обязательном порядке приложить пояснительную записку. Она обязана содержать сведения об аудиторе, учетной политике эмитента и его сводной денежной отчетности.

Этап № 3. Госрегистрация выпуска. ФСФР обязана вынести ответ о госрегистрации выпуска облигаций не позднее чем через 30 дней с даты представления всех документов. Так сообщено в части 1 пункта 3 статьи 20 Закона. Но данный срок может растянуться, потому, что ФСФР в праве проверить достоверность представленных компанией сведений (ч. 2 п. 3 ст.

20 Закона).

Для регистрации выпуска облигаций эмитент обязан подать в ФСФР набор документов. Он складывается из заявления на регистрацию, копии свидетельства и анкеты эмитента о его госрегистрации (п. 1 ст.

20 Закона).

Этап № 4. Разместить облигации. Выпустить облигации в меньшем количестве, чем указано в ответе о выпуске, предприятие может, а в большем – нет.

Разместить громадный количество облигаций без андеррайтера фактически нереально.

Облигации нужно выпустить на рынок ценных бумаг не позднее одного года с даты утверждения ответа о выпуске облигаций. Средства, полученные от продажи облигаций, сходу поступят на счет эмитента.

Этап № 5. Зарегистрировать отчет об итогах выпуска облигаций. Продажа последней облигации инвестору – это еще не финиш процедуры выпуска. Эмитент обязан дать и зарегистрировать в ФСФР отчет об итогах выпуска облигаций. Это необходимо сделать не позднее 30 дней по окончании их размещения (п.

1 ст. 25 Закона).

Данный этап – последний в ходе выпуска компанией облигаций. В среднем вся процедура продолжается 1,5–2 месяца.

Последний этап. Поддерживать вторичный рынок облигаций. В случае если облигации не обращаются на рынке, пропадет сама мысль, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций как денежного инструмента. Так как организация производит облигации чтобы привлечь капитал.

Дело в том, что инвестор неизменно обязан ощущать «собственную уверенность в завтрашнем дне». И эту уверенность эмитенту необходимо всегда поддерживать. Высокая ликвидность – это возможность инвестору скоро, без продолжительных поисков клиентов реализовать облигации и взять собственные деньги.

К примеру, у компании «А» имеется 5000 облигаций какой-нибудь известной компании «Б», каковые она приобрела в 2003 году, а погашаются они только в 2008 году. Но ей безотлагательно необходимы деньги на данный момент, а не в 2008 году. В этом случае она может без неприятностей реализовать облигации на организованном фондовом рынке.

А вот в случае если у нее 100 облигаций какого-нибудь предприятия «В», которое уже практически не работает, облигации его низколиквидны и не обращаются на фондовом рынке, то клиента компания «А» будет искать весьма долго. Наряду с этим облигации ей нужно будет продавать за полцены от начальной цены.

К тому же компании выгодно, дабы облигации обращались на рынке, – это престиж, реклама, возможность без неприятностей выпустить акции в будущем.

Выпуск корпоративных облигаций – ключ к новому, более действенному финансированию бизнеса. В случае если грамотно подойти к подготовке сверхсложной процедуры эмиссии, результаты смогут превзойти ожидания.

Cправедливости для нужно подметить, что на данный момент для русских фирм выпуск облигаций может стать хорошей возможностью взять источник денежных средств в будущем. Первый выпуск облигаций может и не дать компании ощутимой экономии если сравнивать с затратами на банковский кредит. Но выпуск облигаций на данный момент предоставит шанс предприятию в будущем вправду завлекать средства дешевле и в большем количестве, чем через банки.

какое количество стоит выпустить облигации

«Производить облигации выгодно, в случае если компании требуется большое финансирование. Речь заходит о суммах как минимум 300 миллионов рублей. Очевидно, облигации возможно выпустить и на сумму в 150 миллионов, но такое бывает редко.

В общем случае действует правило: чем больше размер облигационного займа, тем меньше затраты по его обслуживанию.

Затраты на публичный выпуск облигаций складываются из андеррайтеров услуг и оплаты юристов. Цена квалифицированных юридических одолжений – максимум 30 000 долларов. Андеррайтеры берут 0,5–1,5 процента от количества выпуска в зависимости от раскрученности эмитента и величины займа. Они довольно часто выполняют целую рекламную кампанию, дабы всецело разместить выпуск облигаций, к примеру, какого-нибудь провинциального мясоперерабатывающего завода.

Затраты на ФСФР, раскрытие информации и другое – не более 0,5 процента от количества выпуска. Потому, что в сумме компания понесет большие затраты, облигации производят по большей части лишь большие и средние предприятия».

Максим Дремин, начотдела корпоративных финансов «АЛОР ИНВЕСТ»

Александр Некторов, кандидат в депутаты Законодательного собрания Кировской области, денежный консультант, практикующий юрист

Источник: www.buhgalteria.ru

ОФЗ 2017. ОФЗ н – Народная альтернатива депозиту. Облигации Федерального Займа

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: