Белорусский бизнес портал

Белорусский бизнес портал Топ-5 рисков для инвестора в Беларуси

Александра АНТОНОВИЧ, Владислав ПРОТАСКИН

Правительство Беларуси грезит об освоении 5,6 млрд. долларов зарубежных инвестиций (из которых 2,7 млрд. долларов должны составить прямые зарубежные инвестиции). Эти средства необходимы, дабы расширить ВВП и сбалансировать внешнеторговое сальдо. Но для начала следовало бы улучшить инвестиционный климат. Настоящие риски, мешающие привлечению потенциальных инвестиций в экономику, разбирают специалисты «на следующий день твоей страны ».

Специалисты скептически оценивают замыслы правительства. Они единодушны в том, что и внутренних, и внешних инвесторов в Беларуси больше всего отпугивают сложная совокупность ведения бизнеса, нестабильность законодательства и административные барьеры.

— За исключением небольших поправок, сейчас я не замечаю в Беларуси трансформаций, каковые имели возможность бы поспособствовать повышение притока инвестиций. Так что ожидать вложений средств в экономику в громадных количествах было бы через чур оптимистично, — отмечает консультант Бизнес нанимателей имени и союза предпринимателей Кунявского, доктор наук Свен-Олаф Невиак.

Быть может, белорусское правительство рассчитывает, что зарубежные предприниматели примутся вкладывать деньги в модернизацию и строительство фирм на территории Беларуси, купившись на то, что Таможенный альянс разрешает беспошлинно поставлять продукцию в Казахстан и Россию.

— Создание совместных производств на территории Беларуси открывает европейским предпринимателям большую экономическую площадку от Бреста до Владивостока. Это совсем другой рынок, с условиями иного конкурентного преимущества, — таковой довод в пользу инвестиций озвучил на Минском форуме помощник министра экономики Андрей Тур.

Но продукцию, произведенную в Российской Федерации и Казахстане, также возможно будет беспошлинно поставлять в Беларусь. И перетянуть инвестора к нам возможно только в том случае, если инвестиционный климат в стране будет более благоприятным, нежели у партнеров по Таможенному альянсу. Пока же по легкости ведения бизнеса, вывода и получения прибыли они опережают нас.

Какие конкретно же риски поджидают инвестора в Беларуси?

Риск 1. Отсутствие четких правил

Больше всего пугает желающих вкладывать деньги в белорусскую экономику отсутствие четко установленных правил и волюнтаризм: сейчас бизнес живет по одним правилам – на следующий день по вторым. Да и право собственности до тех пор пока гарантировано, по сути, на словах, а не на деле. И это также есть преградой для инвесторов.

Специалисты кроме этого отмечают, что либерализация законодательства в вопросах инвестирования не всегда последовательна. Скажем, декрет № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» дает инвесторам право вести бизнес, практически как в европейских государствах – без излишнего контроля. Но имеется в нем таковой пункт – «Воздействие настоящего Декрета не распространяется на инвестиционные контракты, арестанты до вступления поэтому Декрета».

— Это указывает, что инвестор, что придет на белорусский рынок в 2010 году на льготной основе, станет прямым соперником тому, кто начал работату раньше. Значит, большие компании смогут договориться на наибольшем уровне управления, а на местах приход на льготной основе может стать вопросом взятки. Так как имеется текущая цена почвы, платежей, а по декрету инвестор может освободиться от них.

Следовательно, нельзя исключать, что он поделит эту отличие с государственный служащими, — вычисляет один из собеседников «на следующий день твоей страны».

Наряду с этим любой инвестор осознаёт, что на следующий день кто-то может взять еще более привлекательные условия и составить борьбу уже ему. Согласно точки зрения специалистов «на следующий день твоей страны», направляться устанавливать однообразные правила для всех, а не только для снова приходящих инвесторов. Причем, заострять внимание именно на тех отраслях экономики, где сделать это возможно.

Риск 2. Административные преграды

Декларативно административные преграды уменьшены, но на деле они остаются.

— Вопрос с регистрацией решается сейчас достаточно скоро. А в остальном мало что изменилось, — признает доктор наук Свен-Олаф Невиак. — Зарегистрировать предприятие в Беларуси возможно за два дня, а начать трудиться чуть ли не через год. Либо так и не начать.

Согласно точки зрения консультанта Бизнес нанимателей и союза предпринимателей,

приход капитала в страну затруднен формальностями. У инвестора нет уверенности, что он сможет трудиться с зарубежной валютой. бухгалтерский учёт и Отчётность куда сложнее и запутаннее, чем, к примеру, в Германии.

Среди препятствий для активизации деятельности зарубежных инвесторов специалисты «на следующий день твоей государства» именуют кроме этого доведение до фирм всех форм собственности прогнозных показателей по темпам роста продукции, ограничение по поставщикам и клиента, по начислению заработной плата, и порочную практику, в то время, когда госпредприятия трудятся с частным сектором, расплачиваясь по остаточному принципу.

Риск 3. Совокупность ценообразования

Согласно точки зрения сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, на инвестиционном климате неблагоприятно отражается и совокупность ценообразования в стране.

— При определении стоимостей мы замечаем волюнтаризм, и это отпугивает инвестора как внешнего, так и внутреннего, — вычисляет фаворит предпринимателей.

Запредельные штрафы за нарушение порядка регистрации стоимостей и превышение предельных индексов трансформации отпускных стоимостей мешают свободному ведению бизнеса.

В существующей в Беларуси совокупности хозяйственных взаимоотношений изначально заложены серые схемы, отмечают специалисты. К примеру, рентабельность в строительных работах около 8%. возможно обеспечить лишь так. В случае если прибыль не разрешена, она обязательно уйдет «в тень».

Вот из-за чего в экономику Беларуси смогут инвестировать лишь большие компании, и это порождает нездоровую обстановку с позиций получения конкурентных преимуществ.

К тому же, налоговая нагрузка так громадна, что в случае если вести дела строго в правовом поле, обязательно окажешься в минусе.

Риск 5. Незащищенность инвестора

Среди значительных неприятностей, каковые мешают завлекать инвестиции, специалисты именуют вопрос защиты инвестора. Согласно данным Мирового банка, приведенным в изучении «Ведение бизнеса 2010», Беларусь по этому показателю спустилась со 101 места на 109.

— Неадекватность административных санкций за формальные нарушения заметно ухудшает инвестиционный климат, — вычисляет глава Белорусского альянса предпринимателей Александр Калинин. – За малого нарушение возможно взять штраф, размер которого в некоторых случаях бизнес.

Но, как отмечает специалист, в следствии работы делового сообщества с правительством показались конкретные поручения госслужащим совершить анализ и внести на рассмотрение президента вопросы сбалансированности административных санкций с характером нарушений.

— Мы ожидаем от правительства важного улучшения инвестиционного климата в плане понижения рисков для инвестора попасть под административную ответственность по предлогам , — говорит Александр Калинин.

Он признает, что правительство сейчас пытается учитывать вывод деловых кругов.

— Может, это происходит не так скоро, как хотелось бы, однако, неспешно идет работа, направленная на либерализацию условий для инвестора, — отмечает фаворит предпринимателей.

Настоящий путь привлечения инвестиций

Среди самые привлекательных для инвестиций кроме того в непростых до тех пор пока условиях специалисты именуют сферу одолжений, включая ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, частное здравоохранение. А одним из настоящих дорог привлечения инвестиций в страну они вычисляют продажу фирм.

В 2010 году Беларусь собирается получить доходы от приватизации в размере 2 трлн. рублей (около 732 млн. долларов). Эти замыслы демонстрируют, что власти не планируют проводить масштабную программу приватизации.

С позиций представителя Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Роберта Кирхнера, главная причина, по которой блокируется приватизация — очевидное понижение стоимостей. Власти не желают реализовывать собственность государства по стоимостям «ниже» их стоимости и ожидают «лучших времен». Одновременно с этим германский специалист уверен:

— Через приватизацию возможно привлечь зарубежный капитал, а поступившие деньги дали бы стране возможность увеличить свободу маневра для собственных инвестиционных программ.

Специалисты «на следующий день твоей государства » настаивают: предприятия направляться реализовывать на пике жизненного цикла их оборудования. В кризисное время их цена будет немного меньше, но по окончании кризиса их по большому счету нереально будет реализовать либо придется еще более опустить цену. Имеется, само собой разумеется, опасность рейдерства, но какая отличие, по какой причине предприятие станет банкротом – инвестор его обанкротит, заплатив наряду с этим деньги, либо оно обанкротится по окончании кризиса само?

Источник: belbusinessportal.by

Проблемы белорусского бизнеса

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: