Как организовать курсы повышения квалификации

Как организовать курсы повышения квалификации

ОАО Компания

____________ П.П. Петров

______________ 2014 г .

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Совокупность менеджмента качества

Управление персоналом

8 Обучение, увеличение квалификации

8.1 Обучение персонала осуществляется по следующим направлениям:

— обучение снова принятых рабочих;

— обучение рабочих вторым профессиям;

— увеличение квалификации рабочих;

— увеличение специалистов и квалификации руководителей.

8.2 повышения организации квалификации и Процесс обучения включает в себя следующие этапы:

— определение потребности в обучении;

— планирование обучения;

— организация процесса обучения;

— мониторинг результативности обучения.

8.3 Организацией процесса обучения первой, второй профессии, увеличением квалификации рабочих, руководителей и специалистов на предприятии за-нимается важный эксперт по обучению.

8.4 Организацией проверки и обучения знаний по безопасным приёмам и охране труда ведения работы снова принятых рабочих занимается важный эксперт по обучению совместно с ОПБиООС. ОПБиООС несёт ответственность за определение потребности в обучении и своевременное оформление заявок на обучение для эксперта по обучению.

8.5 Ответственность за проведение обучения персонала знанию Политики предприятия в области качества, замыслов по качеству, документации СМК возлагается на начальников структурных подразделений, прошедших обучение по программе Совокупность менеджмента качества в соответствии с западным стандартом ISO 9001:2008.

8.6 Организацией специалистов и аттестации руководителей по вопросам промышленной безопасности занимается ОПБиООС, аттестация специалистов и руководителей по вопросам промышленной безопасности финансируется из статьи затрат главного инженера.

8.7 Учебные программы разрабатываются руководителями и специалистами подразделений на базе квалификационных черт Единого тарифно-профессий и квалификационного справочника работ (ЕТКС) с учетом потребностей и специфики предприятия, при необходимости согласовываются с главными экспертами, рассматриваются и утверждаются директором по экономике.

8.8 Учебные программы учитываются экспертом по обучению методом ведения записей в Издании регистрации учебных программ.

8.9 Один экземпляр учебной программы остается у эксперта-разработчика, один хранится у важного за обучение эксперта.

8.10 Зарплата наставников преподавателей и производственного обучения теоретического обучения осуществляется в соответствии с Положения об оплате за производственное обучение кадров.

8.11 Со всеми снова принятыми рабочими, проходящими обучение, и с работниками предприятия, проходящими повышение и переподготовку квалификации (не считая случаев организации направлений увеличения квалификации на предприятии) содержится ученический контракт.

8.12 Для рассмотрения случаев нарушения условий ученического контракта создана неизменно действующая рабочая группа в составе:

— глава ПЭО — глава рабочей группы,

— юрисконсульт юротдела,

— представитель профсоюзного комитета,

— начальник подразделения, где работает ученик.

8.13 По результатам совещания важный за обучение эксперт оформляет протокол (Приложение В) и ставит в известность о ответе рабочей группы главы расчетного бюро бухгалтерии (при принятия ответа о взыскании с ученика затрат, понесенных предприятием на его обучение).

8.14 Определение потребности в обучении.

8.15.1 Потребность в обучении персонала определяется на базе сопоставления требований и квалификации фактического уровня персонала к знаниям и навыкам сотрудников, нужных для действенного исполнения должностных обязанностей.

8.15.2 Начальники подразделений на базе совершённого сопоставления определяют потребность в повышении и обучении квалификации персонала собственного подразделения и формируют заявки на обучение.

8.15.3 При определении потребности в обучении персонала кроме этого должны учитываться:

— изменение штатного расписания подразделений на планируемый год;

— показатели качественного состава персонала в подразделениях: возраст, численность, уровень образования, уровень квалификации, стаж работы и др.;

— естественная убыль персонала в пределах существующего уровня текучести кадров;

— трансформации технологических процессов, новинки в номенклатуре создаваемой продукции, трансформации должностных обязанностей сотрудников и т.д.

8.16 Планирование обучения. Составление повышения квалификации и годового плана обучения.

8.16.1 В целях своевременного формирования замысла обучения персонала, эксперт по обучению готовит в срок до 1 октября этого года приказ о составлении замысла-заявки начальниками подразделений.

8.16.2 Начальники подразделений, основываясь на:

— требованиях к навыкам и знаниям сотрудников, нужных для действенного исполнения ими должностных обязанностей,

— итогах оценки персонала, фактического уровня квалификации (для рабочих — имеющиеся квалификационные разряды),

— информации об имеющихся направлениях увеличения квалификации, предосталенной экспертом по обучению,

— графика прохождения необходимых переаттестаций —

составляют замысел-заявку о потребности в повышении и подготовке квалификации персонала в будущем году (форма замысла-заявки на год приведена в Приложении Г).

8.16.3 Срок подачи замысла-заявки о потребности подразделений устанавливается не позднее 1 декабря этого года.

8.16.4 В замысел-заявку включается обучение работников как в сторонних организациях, так и обучение, осуществляемое силами высококвалифицированных работников предприятия, особое обучение.

8.16.5 На основании замыслов-заявок подразделений эксперт по обучению формирует годовой повышения квалификации и план подготовки персонала и смету затрат на обучение в срок до 15 декабря этого года (форма повышения квалификации и годового плана обучения приведена в Приложе-нии Д).

8.16.6 Годовой замысел обучения подписывается директором по экономике, главным инженером, директором по производству, первым помощником председателя совета директоров и утверждается председателем совета директоров.

8.17 Актуализация повышения квалификации и годового плана обучения.

8.17.1 Эксперт по обучению, при необходимости, может каждый месяц актуализировать годовой замысел обучения в соответствии с дополнительным заявкам от начальников структурных подразделений.

8.17.2 Начальники структурных подразделений подают согласованные с начальником работы дополнительные заявки на повышение и обучение квалификации на следующий месяц не позднее 29 числа текущего месяца. Все дополнительные заявки регистрируются экспертом по обучению (присваивается порядковый номер с указанием даты поступления заявки) и заносятся в издание учета дополнительных заявок.

8.17.3 На базе годового замысла, имеющихся дополнительных заявок и в рамках утвержденной годовой сметы затрат на обучение эксперт по обучению не позднее последнего дня текущего месяца образовывает план и повышения квалификации и бюджет обучения на следующий месяц.

8.17.4 повышения квалификации и План обучения на месяц обязан включать в себя: темы обучения, эти учителей, список обучаемых работников, место обучения, срок обучения, цена обучения (повышения плана квалификации и форма обучения на месяц приведена в Приложении Е).

8.17.5 повышения квалификации и План обучения на месяц согласуется с учителями, утверждается первым помощником председателя совета директоров. Копии замысла обучения на месяц передаются начальникам подразделений, задействованных в обучении.

8.18 Организация процесса обучения.

8.18.1 В соответствии с утвержденному замыслу, эксперт по обучению разглядывает возможность обучения работников силами экспертов предприятия либо сторонних организаций, или находит учебное заведение, имеющее лицензию на обучение данной профессии, и заключает с ним соглашение.

8.18.2 При организации обучения и повышения квалификации на предприятии, эксперт по обучению обязан обеспечить учителей теоретического обучения учебной программой (дать программу, если она уже имеется, или организовать подготовку новой программы), организовать группу обучающихся и подготовить приказ по предприятию об обучении.

8.18.3 Учителями теоретического обучения смогут выступать как высококвалифицированные эксперты предприятия, так и лица, трудящиеся в сторонних организациях, владеющие лицензией и достаточной квалификацией на обучение данной профессии.

8.18.4 Кандидатуры учителей теоретического обучения определяются экспертами-разработчиками учебных программ, согласуются с начальниками подразделений, работники которых подлежат обучению.

8.18.5 Начальники подразделений отвечают за уведомление работников об обучении и обеспечение явки обучающихся работников собственного подразделения на занятия.

8.18.6 По окончании курсов и обучения увеличения квалификации эксперт по обучению передает сведения и нужные отчетные документы в заинтересованные подразделения (бухгалтерия, денежный отдел, ОПБиООС, отдел кадров, подразделения, работники которых прошли обучение).

8.19 Подготовка новых рабочих.

8.19.1 Все снова принятые на предприятие рабочие, не имеющие нужной производственной квалификации либо рабочие, меняющие собственную специ-альность, обязаны пройти профессионально-техническую подготовку в соответствии с квалификационным требованиям профессии.

8.19.2 Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются от 1 до 8 месяцев с учетом сложности профессий, количества нужных технических производственных навыков и знаний. Сроки обучения рабочих по профессиям устанавливаются КТЦ, утверждаются председателем совета директоров.

8.19.3 Подготовка новых рабочих может производиться по групповой и личной формам обучения.

8.19.4 При личной форме обучения к снова принятому рабочему, не имеющему нужной профессии, мастер прикрепляет наставника (инструктор производственного обучения) из квалифицированных рабочих.

8.19.5 Наставник производственного обучения назначается во время трудоустройства ученика (другими словами обучение начинается с самого начала работы уче-ника).

8.19.6 Начальники подразделений отвечают за своевременное назначение наставников и за уровень качества обучения учеников.

8.19.7 Для работы в качестве наставников привлекаются квалифицированные рабочие, достигшие нужного уровня квалификации.

8.19.8 Начальники подразделений издают распоряжение по подразделению о закреплении ученика за определенным наставником (Приложение Ж).

8.19.9 Обучение рабочим профессиям проводится в соответствии с существующим программам обучения.

8.19.10 Обучение новых рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. Показателем качества совершённого наставником обучения есть успешная и своевременная сдача учеником квалификационного экзаме-на.

8.20 обучение и Переподготовка рабочих вторым профессиям.

8.20.1 обучение и Переподготовка рабочих вторым профессиям организуется в соответствии с заявкам от начальников подразделений:

— при трансформации либо расширения их круга опытных и трудовых функций;

— с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, каковые не смогут быть использованы по имеющейся у них профессии;

— с целью освоения новой профессии рабочими, изъявившими желание поменять профессию, с учетом потребности производства.

8.20.2 обучения рабочих и Продолжительность переподготовки вторым профессиям не должна быть больше срок, установленный для подготовки новых рабочих по данной профессии.

8.20.3 Формы обучения при переподготовке и обучении второй профессии рабочих подобны формам, используемым при подготовке новых рабочих.

8.20.4 обучение и Переподготовка рабочих вторым профессиям заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

8.21 Порядок проведения квалификационных экзаменов.

8.21.1 С целью проведения квалификационных экзаменов создаются цеховые и заводские квалификационные комиссии, действующие в соответствии с тре-семь дней неспециализированных положений тарифно-профессий рабочих и квалификационного справочника работ.

8.21.2 Состав квалификационных рабочих групп определяется приказом по предприятию. Главами заводских рабочих групп назначаются главные эксперты предприятия соответствующего профиля (для рабочего персонала главного производства — глава КТЦ — основной технолог, для рабочего персонала запасного производства — основной инженер, для рабочего персонала литейного завода —

основной металлург).

8.21.3 Главой цеховой квалификационной рабочей группе назначается глава соответствующего цеха.

8.21.4 Цеховой квалификационной рабочей предоставляется право приема квалификационных экзаменов до 3 разряда включительно.

8.21.5 По мере подготовки рабочего (снова принятого либо прошедшего курс переподготовки), эксперт по обучению совместно с начальниками структурных подразделений в соответствии с представлением наставников образовывает график проведения совещаний квалификационной рабочей группе (цеховой — до 3 разряда, общезаводской — с 4 разряда). Совещания цеховых квалификационных рабочих групп проводятся 2 раза в числа 1 и 15 месяц текущего месяца.

8.21.6 Результаты квалификационных экзаменов и ответ рабочей группы о краже разряда по профессии заносят в протокол (Приложение З), что регистрируется и хранится у важного эксперта по обучению, копии протоколов сохраняются в цехе, передаются в отдел кадров для оформления распоряжений о актуализации и переводе записей о персональных данных работника.

8.21.7 Рабочим, удачно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается профессия (для учеников) и устанавливается соответствующий квалификационный разряд.

8.21.8 Для работников, не закончившим полного курса обучения в установленный срок либо не сдавшим квалификационный экзамен, эксперт по обучению совместно с начальниками подразделений устанавливает до-полнительные сроки обучения, а по окончании этих сроков решает вопрос о повторном допуске их к сдаче квалификационных экзаменов.

8.22 Увеличение квалификации рабочих.

8.22.1 Увеличение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профзнаний, навыков и умений, рост мастерства по имеющимся у них профессиям.

8.22.2 Увеличение квалификации может осуществляться как силами высококвалифицированных экспертов предприятия (учителями теоретического обучения) по созданным программам, так и в сторонних организациях.

8.22.3 На предприятии организуются следующие формы увеличения квалификации:

— производственные направления;

— направления целевого назначения.

8.22.4 Производственные направления создаются в целях расширения и углубления профзнаний, навыков и умений рабочих, для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства.

8.22.5 Комплектование учебной группы осуществляется из рабочих одной либо родственных профессий близкой квалификации. сдача экзамена и Успешное окончание курсов есть нужным условием для присвоения рабочим более большого квалификационного разряда.

8.22.6 Направления целевого назначения создаются конкретно на предприятии для освоения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, которые связаны с увеличением качества продукции. Учебные группы комплектуются из рабочих однородных профессий. Обучение заканчивается зачетом.

8.22.7 Длительность обучения устанавливается в зависимости от объёма и сложности изучаемой тематики.

8.23 Увеличение специалистов и квалификации руководителей.

8.23.1 Увеличение специалистов и квалификации руководителей проводится по мере необходимости с целью ответа научно-технических, экономических и др. задач, появляющихся на предприятии, на направлениях увеличения квалификации, семинарах, организованных сторонними организациями, или силами экспертов предприятия в соответствии с созданным планам и программам.

8.23.2 На основании годового замысла по обучению, а также в случае производственной необходимости (по дополнительным заявкам управления подразделений) эксперт по обучению предоставляет данные начальникам подразделений о проводимых в разных семинарах учреждениях и повышения образовательных курсах квалификации.

8.23.3 При принятии ответа о направлении начальника либо специали-ста предприятия на направления увеличения квалификации либо семинар с образовательным учреждением содержится контракт, эксперт по обучению го-товит приказ о прохождении обучения.

8.23.4 При проведении направлений увеличения квалификации на предприятии эксперт по обучению организует подготовку программ и планов, формирует группу на обучение и готовит приказ о прохождении обучения.

8.23.5 Увеличение специалистов и квалификации руководителей должно проводиться с периодичностью не реже 1 раза в 3 года.

8.24 Организация изучения Политики предприятия в области качества, замыслов по качеству, документации СМК.

8.24.1 Любой работник при поступлении на работу в ОАО знакомится в бюро учета персонала отдела кадров с Политикой предприятия в области качества.

8.24.2 В сутки выхода на работу, начальник подразделения знакомит нового работника с его начальником (мастером, старшим мастером, главой участка и т.д.). Начальник говорит о:

— характере продукции, производимой подразделением,

— роли подразделения в работе всего предприятия,

— Политике предприятия в области качества;

— влиянии нового работника на итоговый итог.

8.24.3 При необходимости изучения замыслов по качеству, Политики предприятия в области качества, документации СМК важные за ведение документации СМК по подразделению совместно с разработчиками документации и руководителями подразделений СМК оформляют заявку на обучение (форма свободная), в которой определяют круг лиц, подлежащих обучению.

8.24.4 Начальники подразделений подают заявку на обучение важному эксперту за обучение не позднее 29 числа текущего месяца.

8.24.5 Эксперт по обучению в течение месяца со дня подачи заявки организует обучение.

8.24.6 Обучение может проводиться в форме разовых лекций либо включаться в виде соответствующего раздела в направления теоретического обучения работников предприятия, раздачи информационных листков, размещения информации на информационных стендах и т.д.

8.24.7 На учителей Политики предприятия в области качества, документации СМК, замыслов по качеству не распространяется воздействие Поло-жения об оплате за производственное обучение кадров.

8.25 проверки знаний и Организация обучения по охране труда и технике безопасности.

8.25.1 проверка и Обучение знаний по охране труда и технике безопасности регламентируется Положением о проверке проведения знаний и порядке обучения начальников, рабочих и специалистов подразделений предприя-тия по охране труда и технике безопасности.

8.26 Вопросы обучения, допуска и повышения квалификации к независимой работе персонала, обслуживающего новое оборудование (купленное и введенное в эксплуатацию в течение последних 3-х лет) регламентируются Положением о порядке обучения, увеличения квалификации, получения допуска к работе персонала, обслуживающего новое оборудование.

8.27 Регистрация данных по повышению и обучению квалификации персонала.

8.27.1 учёт и Контроль данных по обучению персонала ведет эксперт по обучению методом регистрации данных в изданиях:

— Издание учета дополнительных заявок на обучение (Приложении И);

— Книга учета ученических контрактов (Приложении К);

— Издание выдачи удостоверений (Приложении Л);

— Издание регистрации учебных программ (Приложении М);

8.27.2 Полный список документации по повышению и обучению квалификации представлен в п.8.30 настоящего стандарта.

8.28 В целях проведения и учёта анализа потребности в обучении, результативности обучения, эксперт по обучению ведет базу данных работников, прошедших обучение. В базе данных содержится информация о направлениях повышения и обучения квалификации, каковые прошел этот работник, дата последнего обучения, итог проведения обучения (получение удостоверения, допуска, присвоение более большого квалификационного разряда).

8.29 повышения результативности квалификации и Мониторинг обучения

8.29.1 Мониторинг осуществляется важным экспертом за обучение на следующих стадиях повышения квалификации и проведения обучения:

— планирование;

— проведение и организация обучения;

— оценка результативности обучения.

8.29.2 Полный анализ результативности обучения проводится не реже 1 ра-за в год.

8.29.3 Исходными данными для анализа результативности обучения помогают цифры отчетности ПЭО, ОК, ОТК.

8.29.4 Результаты анализа результативности оформляются в виде аналитической записки (форма свободная).

8.30 полномочия и Ответственность по повышению и обучению квалификации персонала:

8.30.1 Важный эксперт за обучение отвечает за :

— организацию своевременного исполнения заявок на повышение и обучение квалификации;

— проведение повышения эффективности квалификации и мониторинга обучения;

— обеспечение начальников подразделений информацией о направлениях повышения и обучения квалификации в сторонних организациях, поступившей в ПЭО;

— согласование и определение кандидатур учителей теоретического обучения;

— своевременное (до 30 числа текущего месяца) формирование бюджета и планов по повышению и обучению квалификации;

— обеспечение учителей теоретического обучения учебными программами;

— своевременное предоставление отчётных документов и сведений о про-хождении повышения и обучения квалификации в денежный отдел, бухгалтерию, отдел кадров, по необходимости в ОПБиООС, начальникам подразделений.

8.30.2 Начальники структурных подразделений отвечают за :

— определение потребности в обучении персонала собственного подразделения;

— обеспечение явки персонала собственного подразделения на направления обучения;

— своевременное назначение наставников производственного обучения;

— осуществление контроля за уровень качества проводимого наставником производственного обучения.

8.31 Сопутствующие процессу повышения и обучения квалификации документы.

8.31.1 Все документы по повышению и обучению квалификации сохраняются у важного эксперта за обучение, копии части документов передаются в бухгалтерию, денежный отдел, отдел кадров, ОПБиООС, подразделения.

8.31.2 повышения квалификации и Процесс обучения отражается в следующих документах:

— Приказ о подготовке годовых замыслов-заявок на повышение и обучение квалификации начальниками подразделений (срок хранения 2 года);

— Замыслы-заявки на повышение и обучение квалификации от подразделений (срок хранения 3 года);

— Утвержденный повышения квалификации и годовой план обучения (срок хранения 3 года);

— Бюджет на обучение (срок хранения 1 год);

— Дополнительные заявки на повышение и обучение квалификации от начальников подразделений (срок хранения 1 год);

— повышения квалификации и План обучения на месяц (срок хранения 2 года);

— Распоряжения по обучению (срок хранения копий в отделе кадров 3 года);

— Отчет по повышению и обучению квалификации за прошедший месяц (срок хранения неизменно);

— Учебные программы (срок хранения неизменно);

— Издание регистрации учебных программ (срок хранения неизменно, форма в приложении М);

— Ведомости на преподавателей труда и оплату наставников теоретического обучения (срок хранения 1 год);

— Ученические соглашения (срок хранения — до истечения срока действия соглашения);

— Книга учета ученических контрактов (срок хранения — неизменно);

— Протоколы совещаний рабочей группы по вопросам ученических контрактов (срок хранения 3 года);

— Протоколы совещаний квалификационных рабочих групп (срок хранения неизменно);

— Издание выдачи удостоверений (срок хранения — неизменно)

— Отчетные документы о прохождении обучения (счета, счета-фактуры, договора со сторонними организациями, сертификаты, удостоверения, срок хранения копий в отделе кадров 2 года).

8.31.3 Ответственность за хранение указанных документов несет важный эксперт за обучение.

8.31.4 Записи в указанных документах ведутся синей либо тёмной пастой, внесение трансформаций выполняют зачеркиванием, заменой страниц, введением дополнительных страниц.

Источник: www.oformitely.ru

ПКБ — учишь их учишь, надо с них брать деньги за курсы повышения квалификации…))))

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: