«Народное» ipo в казахстане

«Народное» ipo в казахстане

Дата: 17 августа 2011 в 10:29 2011-08-17T10:29:21+06:00

В ближайшие три года в Казахстане планируется совершить «народные» IPO (либо Initial Public Offering – начальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц) нескольких больших компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына» – наибольший холдинг страны, совокупные активы которого превышают 78 млрд. долларов. Отличие «народного» IPO от простого в том, что приобрести акции компаний может фактически любой человек, а не только инвестиционные компании и другие институциональные инвесторы. Чтобы не было концентрации миноритарных пакетов в одних руках, граждане Казахстана смогут купить не более 50 акций любой.

Детальные предложения по структуре, графику и процессу проведения IPO лишь разрабатываются, не выяснен и окончательный перечень компаний. В частности, предполагается, что в текущем году 5% собственных акций на торги выставит АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ), главным акционером (59,38% акций) которого есть АО НК «Казмунайгаз». Завершить разработку программы «народного» IPO планируется в июле этого года.

На данный момент рассматриваются три варианта продажи акций населению: через «Казпочту», нацкомпании и профучастников рынка ценных бумаг, с привлечением БВУ.

Нужно подчернуть, что на национальном фондовом рынке IPO уже проводились: одновременное IPO в Казахстане и Лондоне компании «Разведка Добыча КазМунайГаз» и «народное» IPO маленького пакета принадлежащих стране акций АО «Казахтелеком». Остальные большие IPO казахстанских компаний (ТОО «Казахмыс», АО «НК «Казмунайгаз», АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный банк Казахстана», АО «Жаикмунай») осуществлялись на Английской фондовой бирже.

Негативный опыт «народного» IPO в Российской Федерации

Практика русских «народных IPO» (начатая летом 2006 года с размещения госкомпании «Роснефть») говорит о том, что, следуя призыву управления страны, инвесторами становятся люди, не осознающие ни рисков, которые связаны с инвестициями в акции, ни правил управления такими рисками.

Никто из потенциальных обладателей не застрахован от падения цены акций по окончании размещения. В частности, в Российской Федерации по окончании размещения «народных» IPO случилось обрушение цены акций в 3-7 раз. Так, цена акций Внешторгбанка (второго по размеру главных показателей банка России) упала с 13,6 копейки — цены размещения – до 1,9 копейки, а бумаги «Роснефти» обесценивались более чем на 11% от цены размещения.

В итоге обширно разрекламированные народные IPO покинули не самое приятное чувство у россиян: тысячи людей, приобретшие акции в рамках «народного» IPO, не только не смогли взять прибыль, но и потерпели убытки.

Многие аналитики по большому счету не рекомендуют продавать ценные бумаги на протяжении IPO. Обстоятельство в том, что компании предпочитают проводить IPO по верхней ценовой границе. Исходя из этого, как рекомендуют русские аналитики, акции удачнее покупать позднее – на бирже, «в то время, когда ажиотаж спадет и случится стабилизация цены, что сделает инвестиции более прогнозируемыми и менее рискованными».

Как продемонстрировала русский практика «народного» IPO для его успешного проведения нужна громадная подготовительная работа. Выступая на V Общероссийском IPO Конгрессе в апреле 2009 года, президент Российского биржевого альянса Анатолий Гавриленко перечислил условия, каковые имели возможность бы обеспечить успех русскому народному IPO, если бы были соблюдены, в частности:

  •         Увеличение денежной грамотности населения;
  •         Отказ больших государственныхы служащих от настойчивой рекламы «народных» IPO;
  •         Рыночные механизмы проведения таких размещений без привлечения к процессу олигархических структур;
  •         Наличие в компаниях-эмитентах высоких стандартов корпоративного управления;
  •         Размещение акций ниже рыночной цены;
  •         Прозрачность дивидендной и информационной политики эмитентов;
  •         Отказ от вероятного обратного выкупа акций по цене

ниже цены размещения, в противном случае это будет расценено как рвение компаний совершить спекулятивную сделку;

  •         Привлечение свободных национальных рейтинговых агентств.

При подготовке «народного» IPO целесообразно предусмотреть не меньше 3-6 месяцев активной работы с широким охватом всех регионов страны. Информация должна быть адресной, с понятным населению лексиконом, открытым напоминанием о рисках приобретения акций и не должна «растворяться» в общем рекламном потоке. Наряду с этим принципиально важно донести до населения, что приобретение акций – это не депозит (что к тому же еще и застрахован) и нет гарантии, что на следующий день цена бумаги в обязательном порядке вырастет в цене.

Более того, специалисты предлагают IPO, ориентированное на неопытных инвесторов, обеспечить обеспечениями, к примеру, обязательством компании выкупать собственные акции не ниже цены размещения. Но, основное, перед выводом компаний на IPO совершить важную работу по увеличению денежной грамотности населения.

Неподготовленность населения как главный риск для Казахстана

На данный момент в Казахстане пока не выполнено ни одно из указанных выше условий. Население имеет не сильный представления о том, что такое полезная бумага, доходы и какие активы имеют выводимые на IPO компании, как возможно взять прибыль, инвестируя деньги в их акции. Согласно точки зрения отечественных брокеров, в республике число потенциальных эмитентов, соответствующих листинговым требованиям, не превышает 15-20% от крупных компаний и всех средних.

Большой проблемой при проведении «народного» IPO есть вопрос о цене акций и обеспечениях. Так, цена одной акции компании «РД КМГ» будет равна примерно 20 тыс. тенге. Учитывая, что среднемесячная номинальная зарплата в Казахстане образовывает около 87,5 тыс. тенге (а у работников сельского хозяйства – 33,8 тыс. тенге) для многих эта цена окажется высокой.

Соцопрос «Отношение казахстанцев к народному IPO», совершённый Университетом политических ответов, продемонстрировал, что практически 70% населения не собираются принимать участие в размещении и только около 8% готовы покупать ценные бумаги. Так, в Казахстане «народное» IPO вряд ли станет вправду «народным».

Само собой разумеется, возможно приобрести две-три акции, но о важных доходах тогда не нужно кроме того грезить. К примеру, Совет директоров РД КМГ советовал собранию акционеров размер барыша на одну акцию, выплачиваемого по результатам 2010 года в размере 800 тенге (включая налоги, удерживаемые в правовом поле). Барыши «Казахмыса», по результатам 2010 года, составили 22 цента на акцию при ее стоимости около 3 тыс. тенге.

Так, с активами в пределах 100 тыс. тенге лучше воспользоваться одолжениями паевых инвестиционных фондов и депозитами БВУ.

IPO возможно весьма интересно тем розничным инвесторам, каковые:

  •         готовы инвестировать на долгий период;
  •         готовы диверсифицировать вложения между большим числом разных эмитентов.

Но в намечаемом «народном» IPO большая часть граждан вряд ли сможет поучаствовать, во-первых, по причине того, что живут в отдаленных местах (где нет соответствующей инфраструктуры, дабы обратиться к экспертам) и, во-вторых, экономически эти акции мало кому будут дешёвы (доходов рядового казахстанца чуть хватает для обеспечения прожиточного минимума).

Непременно, внутреннее IPO содействует формированию локального фондового рынка, повышает экономические показатели и рост уровня корпоративного управления компаний, но опыт русских, да и последовательности «народных» IPO на Западе, не подтверждают факта «прибыльности» приобретения акций таким методом для несложных граждан.

Если вы нашли неточность либо опечатку – выделите фрагмент текста с неточностью и надавите на ссылку сказать об неточности.

Применение материалов вероятно с сохранением активной ссылки на издание и автора.

По сообщению сайта Zakon.kz

Источник: i-news.kz

Народное IPO — инвестиции в будущее!

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: