Роль антикваров и арт-дилеров: повышение эффективности

Роль антикваров и арт-дилеров: повышение эффективности

Ассоциация CINOA совершила изучение бизнес – моделей компаний занимающихся антиквариатом.

Изучение отражает влияние арт-их фирм и дилеров на рынок антиквариата и искусства с исторической позиции, конечно как они изменились за прошедшие 50 лет и как формируется их будущее.

Это изучение совершено, дабы заполнить кое-какие пробелы в особой литературе. В нем рассмотрены результаты качественного анализа. Материалы собраны конкретно от участников CINOA в 2010.

Были заданны вопросы, которые связаны с их рынком и работой, на котором они трудятся.

1.1 Методика изучения

Эти, представленные в этом отчете, базируется на двух главных источниках информации:

1. Серия всесторонних опросов дилеров

2. Опрос коллекционеров

  1. Примерно у 45 дилеров забрали интервью по телефону от имени CINOA. Их попросили ответить на последовательность вопросов касающихся бизнес — моделей их ключевых вопросов и фирм, затрагивающих их интересы на рынках искусства и антиквариата. Президенты всех ассоциаций входящих в CINOA выбрали дилеров из собственных ассоциаций, дабы те участвовали в этом опросе. Опрос проводился в среднем 60 мин. ( колебался от 30 мин. до 2 часов). Чтобы получить более надежный итог, у некоторых главных специалистов рынка кроме этого забрали интервью.
  • Опрос коллекционеров произведений искусства был совершён через The Antiques Trade Gazette и Brandt — в Соединенных Штатах. Его целью было распознать антиквариата коллекционеров и предпочтения искусства при выборе арт – дилера, что бы организовывал коллекцию и взаимодействовал бы с другими дилерами от имени этих коллекционеров. Опрос был совершён в июне — августе 2010 года и был доступен для всех читателей и/либо подписчиков. Любой из них имел возможность один раз ответить на вопросы анкеты.
  • 65 процентов опрошенных были частными коллекционерами, каковые не были связанны с мастерством в собственной профессиональной деятельности и не были связанны с художественным рынком. 35 процентов опрошенных были связанны с арт-бизнесом по долгу работы.

    1.2 Художественный Рынок и Дилеры: Исторический нюанс

    Историки довольно часто выделяют два периода в истории художественного рынка: период рынка и период протекции. В первом — покровители искусств, богатые люди либо учреждения, такие как Католическая церковь, играли роль конечного потребителя и заказчика произведений искусства, конечно выступали спонсорами живописцев.

    В ранний период патронажа самые громадные и значительные художественные сделки проходили вне структуры рынка. Произведения довольно часто должны были создаваться на месте клиента (такие как, к примеру запрестольный образ). Эти работы не могли быть реализованы открыто.

    Живописец не был владельцем работы в современном смысле, и её создание было в большинстве случаев основано на соглашении между заказчиком и автором о цене материалов, оплате работы, а также точном содержании и предмете произведения.

    Развитие художественного рынка в его настоящей форме, зависело от последовательности факторов, включая фактор производства произведений искусства, каковые могли быть реализованы открыто, а акже появление достаточной коллекционеров и массы продавцов. Многие отмечают промышленную революцию, как движущую силу сегодняшней современной торговли. Это — то время, в то время, когда мастерство начало вольно продаваться и роль покровителя уменьшилась.

    Эта революция разрешила возможность появиться новому среднему классу, у которого были деньги и время, дабы собирать предметы мастерства. Ранее это было доступно лишь весьма богатым людям. Еще одним ответственным стимулом для роста рынка мастерства было развитие формальных механизмов чтобы реализовывать произведения искусства конкретно самим живописцам либо через посредников (аукционисты и дилеры), каковые стали доминировать

    на рынке начиная с 17 века.

    Уже в шестанадцатом веке арт-дилеры показались на рынке в качестве специальных специалистов в больших городах, таких как Рим, Флоренция, а позднее Амстердам и Антверпен. С развитием галерей в этих главных городах приобретение антиквариата стала более дешёвой.

    В первой половине 40-ых годов XVI века, торговля картинами в Антверпене была сосредоточена на постоянном круглогодичном рынке, известном как Schilderspand. Она была подобна, во многих отношениях, ярмарке современного мастерства, но лишь на постоянной базе, которая разрешала ранним арт-дилерам заняться развитием этих ранних рынков.

    Дилеры думали, что художники больше не должны зависеть только от заказов, и имели возможность создавать спекулятивные работы для открытого и неизвестного художественного рынка.

    Арт-дилеры стали значительным звеном не только для продаж, вместе с тем и методом информирования живописцев о требованиях клиентов к работам. Они передавали живописцам, какие конкретно типы картин больше всего пользовались популярностью. Путешествуя, продавцы кроме этого получали того, дабы быть главными игроками на местных рынках, и дабы стать главными участниками интернациональной торговли.

    Арт — дилеры становятся ответственными посредниками между разными географическими центрами в ходе развития рынка.

    Войны, революции, изменяющиеся кабинеты министров, повышение торговли популярности и расширение связей долгих путешествий — это оказывало влияние на расположение центров художественной торговли на следующие столетия в пределах Европы.

    В I7 веке Лондон и Амстердам были главными центрами художественной торговли: Фонд English (1600) и Dutch East India Companies ( 1602) принесли огромное повышение количеств торговли между Азией и Европой. Дилеры в Амстердаме начали брать фарфор и другие драгоценные артефакты из Китая. В то время, когда голландский рынок разрушился, примерно в первой половине 80-ых годов семнадцатого века, Лондон начал утверждаться как новый центр художественного рынка.

    Во второй половине 18 века Англия и Франция выступают в качестве основных клиентов на художественном рынке.

    арт и Британский живописец-дилер Гэвин Гамильтон (Gavin Hamilton) был одним из влиятельных дилеров того времени. Он помог формированию Греции антиквариата и рынка Италии. С сотрудниками Томасом Дженкинсом (Thomas Jenkins) и Джеймсом Байресом (James Byres), эти английские дилеры руководили рынком в Италии, реализовывая большое количество серьёзных произведений оттуда коллекционерам в Англии.

    Сейчас в Париже арт-дилеру Жерсену (Gersaint) доверили управление аукционным домом. Жерсант (Gersaint), довольно часто применял аукционный канал, дабы приобрести и реализовать мастерство. Жерсант (Gersaint) систематично брал большое количество картин в Амстердаме и привозил их в Париж, где реализовал их через аукцион.

    Но, вместо того, дабы функционировать как агент от имени продавцов, он применял аукционы в качестве торгового инструмента, беря коллекции работ, довольно часто финансируемых банкирами и коллекционерами, он первенствовал спекулянтом на этом рынке.

    Сейчас показались на рынке, такие ответственные арт – дилеры, как Лазар Дюво (Lazare Duvaux), Симон-Филипп Пуарье (Simon-Philippe Poirier) и Доминик Дагерр (Dominique Daguerre). Они были ответственны для соединения французских и английских рынков, действуя в один момент как агенты Веджвуда в Париже и фабрики Севра в Лондоне.

    Становлению английского рынка кроме этого помогла набирающие популярность художественные публикации. Прохождение Закона об авторском праве (довольно часто именуемого законом Хогарта) расширяло закон интеллектуальной собственности от литературы до изобразительных искусств, и было ответственным шагом для поддержания качества на появляющемся рынке Лондона. Данный закон был продвинут дилерами, такими как Уильям Хогарт (William Hogarth), Артур Понд (Arthur Pond), Джон Бойделл (John Boydell) и другими.

    Вторым серьёзным причиной в развитии английского рынка было формирование обществ живописцев, начавшееся с Академии сэра Годфри Кнеллера (Godfrey Kneller) (1711) и приведшее к созданию фонда Королевской академии художеств (1768). Французская революция привела к некоторому спаду на французском художественном рынке, и это принесло пользу английским дилерам, таким как Уильям Бьюкенен (William Buchanan), Джон Смит (John Smith), Томас Агнью (Thomas Agnew), Пол Колнэги (Paul Colnaghi) и Джованни Баттиста Торрес (Giovanni Battista Torres), показавшимися бизнесе в конце XVIII и в начале XIX столетий.

    Аукционы во Франции, по закону, должны были быть совершены государственным служащим, названным комиссионером. В Англии первый картинный аукцион случился в Лондоне в 1682. В 1766 Джеймс Кристи (James Christie) основал Christie’s, Sotheby’s начал реализовывать книги с аукциона.

    Эти аукционные дома извлекли пользу из Французской революции, потому, что работы из многих громадных французских коллекций были распроданы в Англии, подрывая позицию Парижа как фаворита европейской художественной торговли и приводя к перенасыщенности Английского рынка.

    Английский художественный рынок расширился в течение второй половины 18-ого столетия. Дилеры были основной обстоятельством возрастания цен на современное мастерство. известный дилеры, такие как Эрнест Гэмбарт (Ernest Gambart) деятельно продвигали современных живописцев, проводя громадные коммерческие выставки их работ.

    Эти выставки были открыты лишь для богатых коллекционеров, поскольку вход был платным.

    Большое количество факторов в конце XIX века, включая появление серьёзного перемещения Импрессионизма и понижение британского патронажа, стали причиной географическому трансформации на художественном рынке от Лондона до Парижа, в особенности для авангарда. Париж владел позицией культурного капитала в течение всего этого периода. Среди ранних покровителей авангарда были дилеры, такие как Джон Арроусмит (John Arrowsmith) и большое количество известный фигур на французском рынке современного мастерства, включая издателя Теодора Виберта (Theodore Vibert), Альфреда Кэдарта (Alfred Cadart), и Адольфа Гупиля (Adolphe Goupil), что был одним из первых французских дилеров, вышедших на рынок США.

    Среди вторых отмеченных дилеров был Пол Дуранд-Руель (Paul Durand-Ruel), — одна из ведущих фигур, которые связаны с Импрессионизмом. Он известен тем, что был одним из первых дилеров, что покончил с совокупностью патронажа и следовал за бизнес-моделью большого риска вложения в довольно немодный сегмент художественного рынка, так же как помощью живописцев конкретно через стипендии и сольные выставки.

    Он и другие коллеги, такие как Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard), помогли создать арт-рынок. Данный рынок стал намного более конкурентоспособным во второй половине XIX века с интенсивной борьбой между Дурандом – Руелем (Durand-Ruel) и более новыми дилерами, такими как Джорджес Петит. Дуранду-Руелю (Durand-Ruel), как и его сотрудникам вверяют в заслугу то, что они поощряли раннюю глобализацию художественного рынка, распространение Импрессионизма в Германии.

    Как говорили, он помог организовать альянс между Дурандом-Руелем (Durand-Ruel) и Полом Кэссирером (Paul Cassirer) (германским дилером, трудящимся в Берлине). Германия, не смотря на то, что и имела меньший художественный рынок, кроме этого стала известный центром ультрасовременного мастерства.

    Аукционы во Франции кроме этого процветали в это время, поддерживаемые богатыми коллекционерами. Государство спонсировало аукционный дом, Hotel Drouot, в 1850-ых. В Англии новые законы, такие как Закон о земле и введение налогов на наследство в первой половине 90-ых годов XIX века, объединенные с сельскохозяйственной депрессией 1870-ых, стали причиной бессчётным аукционам аристократических коллекций.

    Французское господство как центра художественного рынка было довольно недолгим, потому, что широкие экономические и политические события, биржевой провал Уолл-стрит и массивная девальвация Французского франка вынудили французских дилеров обанкротиться и дать власть американским и английским рынкам.

    1.3 Современный Период.

    Одним из самых значительных событий на художественном рынке 21 века стал рост значимости американских арт — коллекционеров и дилеров. На протяжении спада мирового рынка (с тенденцией на понижение 1920 – 1930 годов), американские клиенты начали господствовать на интернациональном художественном рынке. Они довольно часто принимали участие в авантюристической приобретении, в особенности в секторе ветхих мастеров, одним из ведущих арт-дилеров этого периода был Джозеф Дувин (Joseph Duveen).

    У Европы было большое количество искусства, а у Америки было большое количество денег, и Дувин (Joseph Duveen) и его коллеги с обеих сторон Атлантики, извлекли пользу из этого, создавая весьма успешные художественные представительства. Большинство процветания Дувина (Joseph Duveen) была выстроена около приобретения произведений искусства у европейских аристократов и продажа их богатым клиентам в Соединенных Штатах. Он был важен за собрание части некоторых громадных коллекций искусства Европы в Соединенных Штатах.

    Расцветающий американский художественный рынок замедлился с провалом фондовой биржи 1929 года, но, в определенных секторах были факты больших продаж. Узнаваемый пример 1931 года, в то время, когда консорциум дилеров, включавший Колнеги (Colnaghi)в Лондоне, Ноедлер (Knoedler) в Нью-Йорке, и Мэттисон (Matthieson) в Берлине реализовал группу шедевров Эндрю Меллону, дабы организовать коллекцию фонда Национальной галереи исскуства в Вашингтоне (округ Колумбия).

    В 1935 году была организована

    CINOA в Бельгии и включала в себя ассоциации самых авторитетных торговцев произведениями искусства и Америки и Европы.

    В течение 50-ых и в начале 60-ых, Париж переживал временное восстановление, но, с 60-х Нью Йорк и-Лондон стали доминировать. В значительной мере это связанно с их экономической мощью и богатством, конечно из-за введения новой совокупности налогов на другие средства и художественные сделки устрашения, каковые отпугивали и продавцов и покупателей от Франции к либеральным торговым режимам.

    Главные аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и Parke-Bernet в Нью-Йорке процветали, и стали вызывать более широкий интерес у богатых коллекционеров, в особенности для современного искусства и продажи импрессионизма. В прошлые десятилетия аукционы были посещаемы немногими очень информированными дилерами, каковые осознали рынок и брали по более низким стоимостям товар на перепродажу.

    Но, в течении 1960-ых и особенно в в начале 1970-ых, мастерство стало рекламой против необузданной и возрастающей инфляции, завлекая розничных клиентов. Аукционные дома, каковые ранее были в значительной мере оптовыми, стали деятельно завлекать розничных клиентов побуждая их брать на аукционах, а не через дилеров. Не смотря на то, что продажи во многих секторах были в затронуты более широкими экономическими событиями, такими как нефтяные кризисы в 1973, мастерство все более и более покупалось и инвесторами и коллекционерами.

    В течение 1970-ых различия между двумя интернациональными художественными капиталами кроме этого стали более определенными: Лондон занял основную позицию для торговли в жанрах, таких как ветхие мастера, британское и французское мастерство 18-ого столетия и азиатские древние вещи, тогда как Нью-Йорк был интернациональным центром современного мастерства, постимпрессионистов и импрессионистов.

    Глава 2. Дилеры на современном художественном рынке: кое-какие главные факты

    В 2010 году лишь 1 % сделок выполняют аукционные дома. В некоторых развивающихся государствах количество продаж у арт — дилеров было всего 10 %, в то время как в развитых государствах, на зрелых рынках это количество выросло до 70 %.

    2.1 Глобальные Художественные сделки

    Совокупные продажи антиквариата и искусства во всем мире в 2010 составляли примерно €43,0 миллиарда (€21,1 миллиард на аукционах, и €21,9 миллиард через дилеров). Это был период восстановления рынка антиквариата во всем мире, по окончании падения более чем на 33% в 2009, в то время, когда рынок достиг нижней точки €28,3 миллиарда. До этого, но, рынок пережил период необычного роста, достигая пика в €48,1 миллиардов в 2007, практически удваиваясь в размере, за последние пять лет.

    Ядро данного рынка образовывает всего 5 000 арт-дилеров во всем мире, каковые важны за примерно половину товарооборота данной части сокровищ. Тяжело выяснить правильное число дилеров во всем мире, поскольку имеется маленькие галереи, и компании не включенные в перечни. В случае если разглядеть 375 000 арт — антиквариата и дилеров искусства на основных художественных рынках, то «средний» дилер приобретал бы 60 000€ в области продаж, каждый год.

    Имеется много дилеров, приобретающих меньше чем 100 000€, а имеется дилеры, на которых приходится более чем добрая половина сокровища всех продаж в данном секторе.

    Аукционный сектор складывается из примерно 25 000 компаний. Но имеется два больших аукционных дома (Christie’s и Sotheby’s), каковые господствуют во многих секторах.

    2.2 Занятость

    Эти по сектору рынка арт – дилеров взять значительно сложнее чем по аукционным зданиям и зависят в громадной степени от опросов и обзоров. В 2010 году арт — дилеры входящие в CINOA были опрошены, с целью распознать более правильную данные об арт — рынке. В соответствии с этому опросу, компании большинства дилеров имели возможность бы быть классифицированы как средние и малые предприятия, с ежегодным товарооборотом меньше чем €50 миллионов.

    Большая часть из малых имело возможность бы быть классифицировано как микро предприятия, другими словами с товарооборотом меньше чем €2 миллиона в год. В этом опросе, лишь 4 % сказали о продажах на сумму больше чем €10 миллионов в год, и лишь 1% из них сообщили о том, что у них был оборот, больше чем €50 миллионов. Вторыми словами результаты опроса подтвердили, что имеется маленькое количество арт — дилеров, важных за солидную часть товарооборота в секторе.

    Второй способ классификации компаний — подсчет занятого персонала. Применяя это способ, большая часть арт — дилеров возможно отнести к категории SOHO. Понятие СОХО (акроним для маленького офиса/домашнего офиса) относится к категории компаний, каковые имеют от одного до десяти сотрудников.

    Подсчет работников установил, что компания с 1-40 работниками – небольшой бизнес, с 50-250 – средний и более 250 сотрудников — большой.

    В отличие от арт — дилеров, аукционные дома высшего ранга (Christie’s и Sotheby’s) дают работу (500 и 1 901), рабочим в конторах во всем мире, не смотря на то, что аукционные дома меньшего размера имеют в среднем по 23 служащих.

    Более чем 21 % дилеров, каковые участвовали в опросе, были личными предпринимателями, и 26 % трудились лишь с одним человеком. Большая часть арт-дилеров (77 %) сказало, что они продолжили улучшать показатели, установившиеся в 2009 году, не обращая внимания на спад. В 2010 году 26 % дилеров сказали, что сократили число работников ( 1-2 человека) — значительное уменьшение в контексте фирм малого бизнеса.

    За год занятость в большинстве компаний (54 %) осталась такой же как и была, и 20 % практически увеличили собственный число служащих (1 человек).

    Большая часть дилеров, обрисовало собственные компании, как «легко управляемые» с позиций их структур, и занятость имела значение, затраты были большими. Самые высокие затраты были на маркетинг и рекламу € 2,1 миллиарда

    2.3 Интернациональный бизнес

    В отличие от аукционных домов, каковые выполняют продажи в разных секторах художественного рынка, дилеры склонны специализироваться на определенных областях, в которых у них имеется знания и определённый опыт. Из-за их большого уровня концентрации большое количество арт-дилеров создают продажи и на локальном уровне и в других государствах.

    По данным анкетирования в 2010 году, в среднем, арт-дилеры совершили 72 % продаж в той стране, где их бизнес зарегистрирован, и 28 % — в второй, включая к примеру участие в художественных ярмарках. В общем итоге 28 % дилеров приписывали, по крайней мере, половину их доходов к сделкам, выполненным за рубежом, и 11 % сказали, что заграничные деловые сделки составляли 75 % продаж.

    США, Италия и Германия, сказали, что местные продажи составили 81 %, 80 % и 86 % соответственно. Англия и Франция, сказали, что заграничные сделки составили: 62 % в Англии и 52 % во Франции. Для французских и английских арт — дилеров самыми ответственными рынками были США, часть ЕС и кое-какие азиатские государства.

    Для американских дилеров это были большие художественные рынки в Европе, Азии и Южной Америке. Кое-какие из меньших рынков европейских имели тенденцию реализовывать в пределах яркой близости (к примеру германская / австрийская / швейцарская торговля).

    Таблица 1. Главные фигуры рынка.

    Продажи на художественном рынке: €43,0 миллиарда

    Арт-дилеры: €21,9 миллиарда

    Число арт-дилеров во всем мире: более 375 000

    Занятость: 1.4 миллионов

    Глава 3. Фонды дилеров.

    3.1 Образование и Фонды

    Систематизируя ответы на вопросы о опытной подготовке арт – дилеров, мы взяли следующую данные.

    Примерно добрая половина дилеров знает историю мастерства либо другую подобную дисциплину, которая имеет отношение конкретно к их бизнесу. Остальные получали образование несвязанных с мастерством областях, включая юриспруденцию, экономику, технические науки. Большая часть из них перед тем как стали арт — дилерами имели опыт коллекционирования.

    Примерно одна треть опрошенных дилеров, обрисовали себя как самостоятельно готовившихся. Но многие из них осознавали, что необходимо обучаться у более умелых наставников. Из тех, кто занимался изучением этого вопроса — примерно 70 % обучались у других дилеров (включая участников семьи), тогда как 30 % трудились в аукционном секторе и приобретали практический опыт и знание художественной торговли.

    3.2 Демография дилеров

    Из тех, у которых забрали интервью, средний отрезок времени нахождения в бизнесе сейчас, образовывает примерно 30 лет, и данный возраст колеблется от 12 лет для самого молодого дилера (кто был в 35-45летней возрастной группе) до 50 самого старшего и лет.

    Практически всем дилеров, у которых забрали интервью, было более чем 50 лет и трудиться они предпочитают с людьми того же возраста.

    Весьма интересно подчернуть, что демографический профиль возраста арт — дилера подобен профилю коллекционера.

    Работа дилеров возможно классифицирована, как опытные услуги, в которых в большинстве случаев не заняты люди молодого возраста. В Соединенных Штатах, к примеру, меньше чем 10 % опытных сервисных рабочих моложе 25 лет, и примерно 22 % — 55 лет.

    Возраст показывает на два главных вопроса относительно дилеров:

    1. Кое-какие сектора торговли имеют тенденцию к старению. Кое-какие дилеры старшего возраста назвали себя удачливыми довольно их выбора времени входа в бизнес (либо бенефициарии исторического несчастного случая), стартуя в то время, в то время, когда было легко приобрести дешево антиквариат, к примеру, в послевоенный период. Для тех, кто желал бы начать собственный бизнес сейчас, данный бизнес будет связан с нехваткой поставки и высокой стоимостью в некоторых секторах.
  • Довольно фирм малого бизнеса, антикварные фирмы долговечны. Для сравнения, в соответствии с изучению, выполненному в Соединенных Штатах, примерно 66 % небольших компаний разоряются через два года, 44 % держатся 4 года и лишь 31% — 7 лет. Одновременно с этим как, арт- дилеры находятся в бизнесе более 30 лет.
  • антиквариат и Искусство, в большинстве случаев, были домашним бизнесом, но на данный момент это меньше видится.

    Примерно четверть опрошенных подтвердили их домашний бизнес. Многие дилеры отметили кроме этого, что это-то и помогло их долговечности и силе, потому, что базировалось около таких “старомодных элементов”, как доверие и тесные контакты, каковые имели возможность передаваться много поколений.

    Многие дилеры сказали что, если бы их дети не продолжали бизнес, он по существу прекратил бы существование, в отличие от больших корпораций в других отраслях индустрии. Основное препятствие — нежелание преемника вступить во владение бизнесом.

    Потому, что дилеры довольно часто строят тесные отношения с клиентами в течение продолжительного времени, каковые основаны на дружественных отношениях и доверии, это время от времени приводило к с новыми людьми, и клиенты были утрачены, в то время, когда ветхий дилер оставлял бизнес либо удалялся от него. Главные обстоятельства нежелания молодого поколения принимать бразды правления – отсутствие свободного времени, не прогнозируемый доход, не желание большое количество трудиться.

    Примерно в 30-ти % домашний бизнес переходит ко второму обладателю и в 15-ти % к третьему, но, эти показатели уменьшены на пять — десять лет для маленького домашнего бизнеса, для того чтобы как дилеры.

    Многие дилеры говорят, что они либо их коллеги не желают уйти из бизнеса (дилеры имеют тенденцию умирать на стуле). Кое-какие дилеры сочли неосуществимым передать управление бизнесом следующему поколению, по причине того, что молодое поколение, согласно их точке зрения, не готово к ведению этого бизнеса.

    Интервью с дилерами продемонстрировали, что большая часть дилеров несобираются собственный бизнес. Они разглядывают его как образ судьбы, что разрешает им приобретать доход.

    Большая часть дилеров ни при каких обстоятельствах не писали формальных бизнес-замыслов, где их компания будет через пять либо десять лет. Многие дилеры уверенны, что постоянно будет рынок для того, что они реализовывают. Многие уверены, что они постоянно смогут отыскать клиентов на антиквариат с хорошим качеством.

    А вот многие из молодых дилеров, входящие на рынок, могут планировать будущее через стратегию, ресурсы, и финансирование.

    Источник: www.artinstitut.ru

    Insite — Not Just Injecting, But Connecting (Sub: Eng, Spa, Ger, Hun, Rus, Ser, Bul)

    Важное на сайте:

    Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: