Тики на гавайях

Тики на гавайях

Что такое тики (tiki)?

Что символизируют эти мифические статуи, и какое место они занимают в гавайской культуре? В случае если вам когда-нибудь доводилось встречать древние, выполненные из дерева, фигуры, то вы, вероятнее, увидели по их строгим лицам и величественным позам, что тики – статуи крайне важных, глубокоуважаемых людей, и определенных всевышних, хранителей и духов.

Немногие знают, что у древесных статуй тики имеется необычная история, но кроме того краткое описание назначения тики может растолковать ту роль, которую игрался символизм в классическом гавайском обществе.

Происхождение тики

Первые обитатели Гавайев прибыли на острова из Полинезии приблизительно тысячу лет назад, принеся на Гавайи обычаи и свою культуру. Многие всевышние Гавайев и Полинезии были представлены собственными статуями тики. Словом «тики» обозначаются различные виды идолов, от церемониальных статуй племени Маори (Новая Зеландия) и до вырезанных из древесины моа фигур на острове современных статуй и Пасхи с Гавайев.

В полинезийской мифологии статуя тики довольно часто символизирует первого человека на Земле. Эти фигуры используются в религиозных ритуалах в некоторых полинезийских культурах. В Новой Зеландии миниатюрные фигурки тики носят с собой в качестве талисманов, защищающих от бесплодия.

В старой гавайской культуре всевышние, почва (аина) и люди (канака) сосуществовали в одном мире. В случае если люди верно (поно) заботились о земле, то это радовало всевышних. В случае если всевышние были радостны, то они разрешали почва снабжать своим плодородием существование людей.

Любой всевышний может принимать разные формы (кинолау) людей и животных.

Статуи тики являлись образом определенного всевышнего и хранили в себе ману (силу) этого всевышнего. Шепетильно вырезанные фигурки имели возможность предохранить людей от несчастий, придать им силы на протяжении войны и обеспечить хороший урожай.

Серьёзными всевышними Гавайев, у которых имеется собственные тики, являются:

Ку (Ku) – всевышний войны

Лоно (Lono) – мира и бог земледелия

Кане (Kane) – всевышний-отец, покровитель солнечного света, лесов и воды

Каналоа (Kanaloa) – всевышний моря

Древние обитатели Гавайев жили в тесной связи со собственными всевышними, а тики являлись необычным связующим звеном между ними. Общаясь с всевышними через тики, гавайцы имели возможность отыскать верный путь к гармонии и умиротворению. Обитатели островов верили, что все они являются потомками всевышних.

Обеспечение верной судьбе и почитание всевышних являлись задачами главных правителей (алии нуи).

Правители считались прямыми потомками всевышним, что возлагало на них огромные обязанности. Не считая статуй тики, почтение

к богам и высшим духам-покровителям обнаружило собственный выражение в каждом действии любого участника общества древних Гавайев: от талисманов из китовых зубов, накидок и головных украшений из перьев птиц, каковые носили лишь самые главные правители, и до жертвоприношений и других религиозных обрядов и правил (к примеру, раздельная трапеза женщин и мужчин).

Старая совокупность вероисповедания (аикапу) была отменена королем Камехамеха II в 1819 году, и большая часть храмов и статуй было уничтожено. На данный момент существуют лишь частично сохранившиеся тики, каковые являются напоминанием о том времени, в то время, когда религия была серьёзным управлением в жизни общества. В соответствии с гавайским поверьям, давным-давно всевышние спустились на Землю в образе простых людей.

И статуи тики отражают не только божественное начало, но и их человечность. Тики являлись напоминанием о близости мира всевышних к миру людей и усиливали веру островитян в необычные свойства всевышних.

Говорят, первые статуи были вырезаны около 1400 года на Маркизских островах. Статуи тики существуют во многих формах: от огромных скульптур всевышнего войны Ку и до изображений разных всевышних на барабанах, предметах и лодках домашнего быта, либо петроглифов на татуировках и скалах на теле. Художественное сходство тики отражает большой уровень мастерства людей. Самая узнаваемая статуя тики – существо с сильным, коренастым телом, головным убором и прямоугольной головой.

Эта статуя помогает, в определенной мере, запугиванию людей, что возможно заключить из устрашающего выражения ее огромных глазах и положения тела, которое очевидно позволяет понять, что эта фигура готова к войне.

По окончании 1930-х годов вся культура тики, отражающая островную судьбу Южного Тихого океана, начала развиваться около этих необычных статуй: рестораны, оформленные тщетными фигурками тики (торшерами, мебелью, узорами на тканях и древесными либо бамбуковыми вещами); в тики-барах подавали «маи таи» и другие островные напитки. Культура тики распространилась на материковую часть Америки, и ее узоры употреблялись везде. По окончании 1959 года, в то время, когда Гавайи были включены в состав США, культура тики, гавайская рубаха и другие гавайские вещи были продолжительно время «en vogue», в моде.

На данный момент огромные древесные статуи возможно отыскать в нескольких местах Гавайских островов, включая Полинезийский культурный центр в северной части прибрежной полосы Оаху. В баре «La Marianas» (на острове Санд), что есть, пожалуй, самым известным тики-баром, возможно насладиться тропическим коктейлем в окружении разных фигурок тики. Туристы смогут отыскать тики практически везде, но направляться не забывать, что современные тики-сувениры для туристов когда-то были идолами почитаемых и могущественных всевышних.

Источник: www.to-hawaii.com

Отдых и расходы на Гавайях, остров Оаху, Гонолулу

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: