Инвестиции в киноиндустрию: специализированные кинофонды дают возможность каждому ощутить себя киномагнатом

Инвестиции в киноиндустрию: специализированные кинофонды дают возможность каждому ощутить себя киномагнатом

Инвестиции в киноиндустрию

В сентябре 2009-го начальники УК «Тройка Диалог» пришли в столичный офис продюсерской компании Bazelevs поболтать о кино и деньгах.

Их встречал основатель Bazelevs Тимур Бекмамбетов, режиссер коммерчески успешных «Дневного дозора» и «Ночного дозора», продюсер самой кассовой картины 2008 года «Ирония судьбы. Продолжение». Бекмамбетову необходимы были деньги на очередной проект, и с «Тройкой» они обсуждали революционную для России идею – «киношный» паевой фонд.

Опробовать ее решено было на проекте «Ёлки», успех которого шепетильно просчитывался: сборник маленьких фильмов с новогодней тематикой должен был показаться в лучшее для русского проката время – новый год и рождество. «Ёлки» вышли на экраны в декабре 2010-го, собрав 22,77 миллионов долларов при бюджете в 5 млн. «частные» и Тройка инвесторы имели возможность бы хорошо и весьма скоро получить на вложениях в кино… но не получили.

Монориск

Сперва помешали бюрократические проволочки: тогдашний регулятор, Федслужба по денежным рынкам, дала разрешение на создание закрытого ПИФа «Тройка Диалог-Кино» только 1 февраля 2011 года. Управляющая компания решила фонд ликвидировать и основать второй – «3D-кино». В этом случае роль актива отводилась полнометражному мультипликационному фильму «Смешарики.

Начало» продюсерского центра «Рики», помощь которому оказывала та же Bazelevs.

В интервью изданию «РБК» Тимур Бекмамбетов говорил, что «Смешарики» представлялись весьма успешным проектом: формат домашнего кино давал слово огромную аудиторию. В августе 2011-го фонд был досрочно организован, собрав 7 миллионов долларов – сумму достаточную, дабы покрыть солидную часть запланированного производственного бюджета.

Пайщиками выступили пара десятков квалифицированных состоятельных – частных и инвесторов компаний лиц. Вероятнее, среди них были и первые лица «Тройки Диалог»: бывшие сотрудники компании говорят, что идейным вдохновителем фонда стал Жак Дер Мегредичян – исполнительный директор по управлению бизнесом.

А генеральный директор «Тройки» Рубен Варданян в марте 2010 года вместе с супругой Вероникой Зонабенд создал фонд социальной помощи «Эрвез», одной из задач которого являлась помощь кинематографа. Действительно, на данный момент комментарии бывших топ-менеджеров компании взять не удалось.

Коммерческий успех первого отечественного анимационного фильма в формате 3D считался весьма возможным, в Bazelevs и «Тройке Диалог» кроме того собирались создать целую линейку монопроектных фондов, ориентированных на инвесторов с различными вкусовыми предпочтениями. Этого не случилось: в начале 2012 года «Тройка Диалог» стала частью Сберегательного банка, а новый хозяин не разделял энтузиазма прошлых обладателей в отношении киноинвестиций.

К тому же прокатная будущее «Смешариков», релиз которых прошёл в декабре 2011-го, была печальной. Мультфильм собрал 8,5 миллионов долларов, притом что его производственный бюджет составил около 8 миллионов долларов, а на маркетинг израсходовали, по различным оценкам, еще 3,5–5 миллионов долларов. Дабы инвесторы смогли окупить собственные вложения, касса «Смешариков» должна была превышать 23 миллионов долларов (половину прокатной выручки забирают кинотеатры).

Само собой разумеется, проект приносил деньги и по окончании проката – от продажи лицензионных дисков, компьютерных игр, сувенирной продукции, прав на телетрансляцию. В 2012 году права на показ фильма в Соединенных Штатах и Канаде купил американский дистрибьютор Lightning Entertainment. И пайщики фонда вправе претендовать на участие в этих доходах.

Но все же первый блин вышел комом.

«Инвесторы утратили 60–70% собственных денег, и, пока они их не вернут, затевать разговор о запуске нового аналогичного фонда ненужно, – говорит Тимур Бекмамбетов. – Это огромные репутационные риски. Не смотря на то, что я с наслаждением повторил бы опыт на тех фильмах, где сам несу ответственность за производство».

Русско-голливудский опыт

В чем совершила ошибку «Тройка Диалог»? Изучение мирового опыта дает как минимум один ответ: нельзя делать ставку на единственный проект. Ничто: ни имена продюсера и режиссёра, ни актерский состав, ни космический бюджет, ни кроме того все прошлые кассовые фильмы – не гарантирует коммерческого успеха в кино.

хорошие примеры последних лет – «47 ронинов» с Киану Ривзом, что при бюджете в 225 миллионов долларов собрал только 150 млн, либо «Одинокий рейнджер» с Джонни Деппом, бюджет которого составил 250 миллионов долларов, а сборы – 280 млн.

Инвесторы грезят о вторых проектах наподобие известного микробюджетного фильма 1999 года «Колдунья из Блэр», снятого за 60 тыс. долларов. На его продвижение, действительно, было израсходовано пара миллионов американских долларов, но в мировом прокате ужастик взял огромные 248,6 миллионов долларов, став самым прибыльным фильмом в истории. Либо о триллере «Паранормальное явление» 2007 года, что при производственном бюджете в 15 тыс. долларов получил приблизительно 193 миллионов долларов.

«Инвестиции в кино – вещь очень непредсказуемая, финансирование личных проектов сродни игре в рулетку», – подмечает продюсер Александр Роднянский, принимавший участие в создании таких отечественных блокбастеров, как «9 Сталинград» и «рота». Он выбрал другую стратегию.

В начале 2012 года его компания AR Films в партнерстве с агентом и американским продюсером Гайером Косински запустила фонд частных инвестиций, что будет финансировать съемки полнометражных фильмов. Фонд привлек 120 миллионов долларов от инвесторов из Восточной Европы, Америки и Азии. Среди них нет россиян, но в AR Films это именуют «чистой случайностью».

Трудиться фонд будет не в Российской Федерации, а в Голливуде: продюсер уверен, что лишь в том месте возможно создать продукт, имеющий хорошие шансы окупиться в мировом прокате.

Ставка сделана на высокохудожественное авторское кино с бюджетом до 20 миллионов долларов. Как раз в пакетном предложении, которое разрешит диверсифицировать риски, Роднянский видит основное преимущество собственного фонда. Вернуть инвестиции рассчитывают с премией в 10–15%.

Распределение прибыли запланировано по схеме, привычной для американского свободного кино: творческая несколько приобретает гонорар только по окончании возврата начального вложения инвесторам. Но это все теория, ни одного фильма на средства фонда еще не снято.

«Мы отобрали около 10 проектов, – говорит Александр Роднянский. – В активной разработке на данный момент три истории различных жанров и бюджетов, а также микробюджетная комедия». Первый профинансированный фондом фильм выйдет не раньше следующего года.

«Кинопроизводство, – растолковывает продюсер, – процесс долгий: кроме того в то время, когда вам приносят готовый сценарий, до появления фильма на экранах в большинстве случаев проходит больше года». К тому же Роднянский параллельно занят продюсированием вторых картин, у которых иные источники финансирования.

Но, и для зарубежных хедж-фондов, предлагающих частным клиентам вложиться в кино, самый распространенный срок работы – три-пять лет.

Кино и уход от налогов

Трудящиеся на Западе фонды инвестиций в кино занимательны еще и возможностью налоговых послаблений, существующих во многих государствах для помощи местной киноиндустрии. «Для рентабельности проекта значение имеет не только кассовый успех.

Учет изюминок налогообложения гарантирует возврат начального вложения на уровне от 30 до 100%», – говорит инвестиционный консультант Юрий Рутман. Его лос-анджелесская компания Noci Pictures Entertainment предлагает аккредитованным инвесторам вложиться в портфель фильмов либо онлайн-контента, а чужестранцы смогут кроме этого претендовать на получение в Соединенных Штатах инвестиционной визы EB-5.

Финансирование кинопроектов как вид других инвестиций взяло громаднейшее распространение в Соединенных Штатах, Австралии и Великобритании. На данный момент одна из ведущих английских компаний, специализирующихся на других инвестициях, Ingenious Capital Management, формирует фонд Shelley Media EIS 10. Взнос – от 10 тыс. фунтов.

Фонд ориентирован на местных инвесторов, объектом вложений будут непубличные компании, создающие качественный контент – фильмы, видеоигры и телепрограммы для мирового рынка. Сокращение EIS в заглавии фонда свидетельствует, что инвесторы смогут оптимизировать риск утрат за счет налогового режима Enterprise Investment Scheme, что кроме другого разрешает снизить базу по подоходному налогу на 30% от суммы инвестиций. Целевая доходность выяснена на уровне 8–18% годовых.

Более состоятельным инвесторам Ingenious предлагает партнерство в Aurora Film Partners, дабы наровне с ведущими игроками киноиндустрии поучаствовать в финансировании свободного полнометражного кино. Тут минимальная сумма вложения – 500 тыс. фунтов. Информация о фактических итогах деятельности таких фондов в большинстве случаев не раскрывается, а в некоторых государствах публиковать информацию о доходности хедж-фондов не разрещаеться законом.

Инвестиции в кино начинают набирать популярность в Китае и Индии. Так, в апреле был запущен индийский Third Eye Cinema Fund, рассчитанный на пять лет. За четыре-пять месяцев предполагается собрать до 2,5 млрд рупий (42,5 миллионов долларов).

Минимальное участие для местных инвесторов – 170 тыс. американских долларов, для зарубежных – 500 тыс. Фонд собирается финансировать производство индийских фильмов с средним и малым бюджетом, закупать зарубежные картины для местного проката и инвестировать в права на трансляцию продукции Болливуда по ТВ и кабельным сетям. Инвесторов ориентируют на целевую доходность 25% годовых.

Биржевой синематограф

Инвестировать в кино возможно и более классическим методом – через акции публичных компаний, связанных с данной индустрией. Люди ходят в кино кроме того в кризис: согласно данным интернет-ресурса Slated.com, кассовые сборы в Соединенных Штатах росли на протяжении пяти из шести последних рецессий.

Непременно, и тут существуют собственные тонкости. Акции киностудий – достаточно рискованный актив, потому, что их цена может реагировать на кассовый успех фильмов. Надежнее выглядят акции медиаконгломератов: они имеют разные источники дохода, а потому владеют большей устойчивостью.

Имеется кроме этого акции компаний, управляющих сетями кинотеатров, к примеру Regal Entertainment Group, Cinemark Holdings и Carmike Cinemas, но нужно учитывать, что сейчас они испытывают сильную борьбу со стороны Интернета. Сегодняшний фаворит рынка – онлайн-производитель и прокат сериалов Netflix, чьи акции в прошедшем сезоне выросли на 298%.

© Антонец Оксана, РБК

Как попасть в кино: советы от кастинг-директора.

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: