Понятие и состав земель населенных пунктов

Понятие и состав земель населенных пунктов

Понятие земель населенных пунктов. Почвы населенных пунктов занимают важное место в жизни общества, делая функцию территориально-пространственного базиса. Занимая относительно маленькую площадь по отношению ко всей территории, эти земли являются местом проживания большей части населения.

Почвы, занятые населенными пунктами, предназначены для размещения городов, поселков, сельских населенных пунктов и объектов недвижимости, снабжающих жизнедеятельность населения. Земельное законодательство выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель. Почвами населенных пунктов являются все земли в пределах муниципальный, черты и поселковой черты сельских населенных пунтов (ст. 70 ЗК).

Правовой режим данной категории земель выяснен в ЗК и Градостроительном кодексе РФ.

Все поселения* подразделяются на пара типов. В базу их классификации положены следующие параметры: численность населения, научно-производственная специализация поселений, значение поселений в совокупности расселения населения и административно-территориальном устройстве страны.

* В законодательстве о градостроительстве употребляется термин «поселение» в отличие от термина «населенный пункт», что употребляется в земельном законодательстве. Существуют и иные различия терминологии.

Поселения делятся на посёлки (и городские города) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).

В зависимости от численности населения сельские поселения и городские соответственно подразделяются на:

сверхкрупные города (численность населения более чем 3 млн человек);

наибольшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек);

большие города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);

громадные города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);

средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);

посёлки и малые города (численность населения до 50 тыс. человек);

большие сельские поселения (численность населения более чем 5 тыс. человек);

громадные сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек);

средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);

малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

Черта населенного пункта. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта являются внешней границей земель города, поселка, сельского населенного пункта, каковые отделяют их от вторых категорий земель.

В соответствии с ст. 36 Градостроительного кодекса проекты сельского поселений и черты городского, черты другого муниципального образования разрабатываются на базе главных сельских поселений и планов городских либо территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Проекты черты иных поселений смогут разрабатываться в составе главных замыслов указанных поселений.

Такие проекты, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются муниципальными органами власти и утверждаются органами власти субъектов РФ по согласованию с муниципальными органами власти сопредельных территорий.

Проекты черты городов Санкт Петербурга и-Москвы разрабатываются органами власти городов Санкт Петербурга и-Москвы по согласованию с органами власти субъектов РФ сопредельных территорий и утверждаются Правительством РФ.Утверждение проектов черты поселений не допускается не учитывая мнения населения, интересы которого затрагиваются при трансформации черты указанных муниципальных образований и поселений. изменение и Установление муниципальный черты, черты и поселковой черты сельских населенных пунктов на местности осуществляются в порядке проведения землеустройства (п.

7 ст. 113 ЗК).

Установление черты поселения влечет правовые последствия. Значение факта установления таковой черты содержится в том, что его результатом есть определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится в черты.

Пространственную и земельно-ресурсную базу сельских поселений и городских составляют территории в пределах установленных сельских (черты) поселений и границ городских, и все, что будет над и под поверхностью указанных территорий (ст. 38 Градостроительного кодекса). направляться подчернуть, что включение земельных участков в линии поселения не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, аренды и землепользования на эти участки.

Но в этом случае изменяются ставки земельного налога.

Порядок установления черты населенных пунктов регулируется Временной инструкцией о составе, порядке разработки, утверждения и согласования проектов муниципальный, черты и поселковой черты сельского поселения РФ, утвержденной распоряжением Госстроя РФ от 21 мая 1993 г. № 18-14. Инструкция устанавливает главные требования, предъявляемые к составу, порядку разработки, утверждения и согласования проектов черты поселений, и их установлению в натуре.

Виды земель населенных пунктов и неспециализированная черта их правового режима. Почвы населенных пунктов по целевому назначению не однородны.

В их составе выделяются:

почвы муниципальный, поселковой и сельской застройки;

почвы неспециализированного пользования;

почвы сельскохозяйственного другие угодья и использования;

почвы природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

почвы, занятые лесами, а в городах — муниципальными лесами;

почвы индустрии, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, космического обеспечения и информатики, энергетики, иного назначения и обороны (ст. 71 ЗК).

Составные части земель населенных пунктов имеют разное целевое назначение. Но правовой режим всех этих видов земель в целом подчинен основной задаче — обслуживанию разного рода потребностей населенного пункта. Их объединяет неспециализированное главное целевое назначение всех составных частей данной категории земель.

Определенное единство главного целевого назначения видов земель населенных пунктов определяет гармонизации регулирования и необходимость сочетания их применения для разных целей в интересах обеспечения неспециализированного для них целевого назначения.

В базе правового режима земель населенных пунктов лежит принцип комплексного регулирования применения этих земель и объектов недвижимости, находящихся на них и прочно связанных с почвой. Законодательство о почвах населенных пунктов определяет режим недвижимости как единого целого. Условия создания объектов сооружений (и недвижимости зданий) на этих почвах сильно зависят от естественных природных особенностей земельных участков.

В один момент назначение объектов недвижимости определяет темперамент правового режима земель, целевое назначение их применения. Это событие — главная изюминка правового режима земель населенных пунктов.

Почвы муниципальный, поселковой и сельской застройки — наиболее неотъемлемая часть земель населенных пунктов. К ним относятся почвы, застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, деловыми, производственными, складскими, религиозными и сооружениями и иными строениями.

Эти земли предоставляются фирмам, организациям и учреждениям для постройки и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, и гражданам для личного жилищного строительства (ст. 75 ЗК).

Почвы неспециализированного пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах складываются из земель, применяемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, проспекты, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и других земель и мусороперерабатывающих предприятий, служащих для удовлетворения потребностей города, поселка, сельского населенного пункта. На этих почвах осуществляется право неспециализированного землепользования и солидная их часть не предоставляется конкретным организациям. Одновременно с этим на почвах неспециализированного пользования разрешается возведение капитальных сооружений и строений в соответствии с целевым назначением этих земель, и сооружений и временных строений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).

В составе земель населенных пунктов смогут пребывать почвы сельскохозяйственного другие угодья и использования. К почвам сельскохозяйственного применения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К вторым угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др.

Указанные почвы употребляются колхозами, совхозами, вторыми фирмами, учреждениями, гражданами и организациями для ведения сельского хозяйства, и для других потребностей муниципального хозяйства.

Правовой режим земель сельскохозяйственного применения отличается от правового режима земель сельскохозяйственного назначения, не смотря на то, что практически они имеют подобное целевое применение. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения почвы сельскохозяйственного применения входят в состав земель населенных пунктов. Они находятся в пределах муниципальный, черты и поселковой черты сельских населенных пунктов.

Эти земли являются резервными территориями для застройки населенных пунктов. При необходимости они смогут изыматься у их собственников, обладателей, арендаторов и пользователей и соответственно предоставляться для благоустройства и нужд строительства населенного пункта.

В отношении этих земель не действует принцип приоритета применения земель сельскохозяйственного назначения.

В состав земель городов, поселков, сельских населенных пунктов входят почвы природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Их правовой режим подчинен требованиям, установленным ст. 89—93 ЗК, применительно к почвам природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Но они отличаются от земель указанной категории, потому, что являются частью земель населенного пункта и находятся в ведении муниципальных, поселковых и сельских администраций. Каждая деятельность на этих почвах, противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается лишь согласно решению муниципальный, поселковой, сельской администрации.

Почвы, занятые лесами, в населенных пунктах помогают целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения внешней среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии. Леса на почвах населенных пунктов (поселений) не входят в состав лесного фонда (ст. 7 ЛК).

Леса, расположенные на почвах муниципальных поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, и для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Ведение лесного хозяйства, и применение, охрана, воспроизводство и защита лесов, расположенных на почвах муниципальных поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами власти субъектов РФ в соответствии с ЛК РФ. В этих лесах запрещается лесопользование, не совместимое с назначением этих лесов. Допускаются рубки ухода, санитарные рубки, обновления и рубки реконструкции, другие рубки (ст.

133 ЛК).

В соответствии с ст. 79 ЗК к почвам индустрии, транспорта, связи радиовещания, телевидения, космического обеспечения и информатики, энергетики, иного назначения и обороны в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся почвы, предоставленные фирмам, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них задач.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в соответствии с правилами нормами либо проектно-технической документацией. Размещение на этих почвах сооружений и построек, и проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с муниципальными, поселковыми, сельскими администрациями.

Режим таких земель в определенной степени сходен с режимом земель индустрии, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, космического обеспечения и информатики, иного назначения и обороны, каковые находятся вне пределов муниципальный, черты и поселковой черты сельских населенных пунктов. Целевое применение всех этих земель одинаково. Но главное отличие правового режима данных земель, находящихся в границах населенных пунктов, пребывает в том, что порядок их применения подчинен неспециализированному правовому режиму земель населенных пунктов и эти земли находятся в ведении местных администраций.

Характеризуя в целом правовой режим земель населенных пунктов, направляться выделить следующие его отличительные черты: планирование применения земель населенных пунктов, зонирование их территорий и регулирование застройки земель населенных пунктов. Применение этих правовых инструментов разрешает обеспечить комплексное правовое регулирование применения данных земель и объектов недвижимости, прочно связанных с почвой.

Правовой режим земель населенных пунктов в составе закрытых административно-территориальных образований. В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 31 декабря 1999 г.)* закрытым административно-территориальным образованием согласится имеющее муниципальные органы власти территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, утилизации и хранению оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, иные объекты и военные, для которых устанавливается особенный режим охраны и безопасного функционирования национальной тайны, включающей особые условия проживания граждан. Содержание правового режима этих земель подчинено назначению указанных объектов.

* ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10.

Закрытое административно-территориальное образование есть административно-территориальной единицей. границы и Территория закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особенного режима надёжного функционирования фирм и объектов, и с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования смогут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав.

В ведение районов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие поселения, расположенные на его территории.

Поселения, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические заглавия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, намерено устанавливаемых Правительством РФ.

При установления вредного действия фирм и объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус территории действия. Список территорий действия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, компенсации и социальные гарантии гражданам, живущим на этих территориях, определяются в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством РФ.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов власти по вопросам:

установления административной подчиненности, границ земель и указанного образования, отводимых фирмам и (либо) объектам;

определения полномочий органов власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

обеспечения особенного режима надёжного функционирования фирм и (либо) объектов, включающего особые условия проживания граждан, охраны обеспечения и общественного порядка противопожарной безопасности.

содержание и Порядок установления особенного режима на территориях, заявленных закрытыми административно-территориальными образованиями, регулируются Положением об обеспечении особенного режима в закрытом административно-территориальном образовании на территории которого расположены объекты Минобороны РФ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655*, и Положением о порядке обеспечения особенного режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по ядерной энергии, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 693 (в ред. от 3 апреля 1997 г.)**.

* СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.

** СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4645; 1997. № 14. Ст. 1637.

Ответ о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ. Предложение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ. Предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории.

Особенный режим надёжного функционирования фирм и объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:

установление контролируемых и запретных территорий по границе и в пределах указанного образования;

ограничения на постоянное проживание и въезд граждан на его территории;

ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, распоряжения и пользования почвой, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на постоянное проживание и въезд.

Особенности правового режима применения земель в закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с ст. 6 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании» заключаются в следующем.

Почвы закрытого административно-территориального образования в соответствии с их главным целевым назначением смогут включать в себя почвы населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), почвы индустрии, иные земли и обороны, предусмотренные земельным законодательством РФ. Почвы, занимаемые объектами и предприятиями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим объектам и предприятиям.

Решения об отнесении иных земель, включая территории безопасности и санитарно-защитные территории, к почвам федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти закрытого административно-территориального образования. Управление этими почвами осуществляется Правительством РФ.

Почвы закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении муниципальных органов власти данного образования.

В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с муниципальными органами власти может устанавливаться особенный режим применения земель. Органы власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение муниципальных органов власти закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

Источник: lawtoday.ru

Категории земли и виды разрешенного использования. Земли населенных пунктов

Важное на сайте:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам: